Сотрудники УВД Северного округа Москвы задержали пятерых человек по подозрению в причастности к прошлогоднему покушению на президента рекламного агентства News Outdoor Максима Ткачева.
По данным «Интерфакса», в результате расследования уголовного дела задержаны 23-летний рядовой срочной службы одной из воинских частей внутренних войск Руслан Молоканов, 28-летний заместитель командира роты по воспитательной работе той же воинской части Александр Демченко, 26-летний военнослужащий воинской части внутренних войск Анатолий Богданов, 21-летний инспектор отдельного батальона ДПС УВД Тверской области Вячеслав Хаяркин и 21-летний житель Тверской области Артем Соколов. В ближайшее время им собираются предъявить обвинение.
Покушение на Максима Ткачева произошло утром 3 июня 2002 года, когда президент News Outdoor вошел на проходную КБ «Алмаз» на Ленинградском проспекте, где рекламное агентство арендовало офис. Двое наемных убийц, одетых в яркие жилеты разносчиков периодических изданий, открыли по Ткачеву огонь из пистолетов.
После покушения киллеры скрылись: на улице их ждал автомобиль. Ткачев с тяжелым огнестрельным ранением в плечо был доставлен в реанимацию одной из городских больниц. Его жизнь удалось спасти.
Знающие люди тут же связали это покушение с переделом рынка наружной рекламы Москвы: четырьмя месяцами раньше (5 февраля 2002 года) в Москве на Конюшковской улице был расстрелян президент рекламного агентства «Атор» Владимир Каневский.
Считалось, что Каневский вел агрессивную политику на рынке рекламных услуг. Его агентство даже было исключено из состава российской ассоциации рекламистов. После многочисленных поглощений единственным серьезным конкурентом «Атора» на московском рынке наружной рекламы оставалось агентство News Outdoor, чей президент Максим Ткачев и был инициатором общественного давления на «Атор».
По экспертным оценкам, в прошлом году объем рынка наружной рекламы в Москве вырос на 67% и достиг $275 млн.
Покушение на Ткачева связывали также с переделом рынка рекламы в столичном метро. После того как монополизировавший этот пирог совладелец агентства «Метрос-Медиа» Александр Бабаян был обвинен в вымогательстве и посажен на нары, московское правительство объявило о том, что теперь вся реклама в метро будет размещаться на конкурсной основе. Наиболее серьезными претендентами опять же оказались «Атор» и News Outdoor, которая даже создала для этой деятельности специальную структуру «Транском».
После покушения на Максима Ткачева события на столичном рекламном рынке развивались стремительно.
Спустя несколько дней в «Аторе» начались обыски. По одной информации, сотрудники правоохранительных органов изъяли финансовую документацию компании (обыски проходили в помещении бухгалтерии), по другой — унесли приказ о назначении на должность директора «Атора» Михаила Лернера.
Передел московского рынка наружной рекламы, в ходе которого один крупный игрок был убит, а другой ранен, продолжился сменой чиновника, курирующего отрасль.
Спустя 10 дней после обысков в «Аторе», 24 июля 2002 года, неожиданно был заменен куратор рынка наружной рекламы при московском правительстве: вместо министра правительства Москвы по вопросам информации и общественно-политическим связям Александра Музыкантского им стал руководитель комплекса городского хозяйства Петр Аксенов.
За две недели до этого Союз профессионалов наружной рекламы (СПНР) направил Лужкову письмо с просьбой навести порядок на столичном рынке наружной рекламы. Мотивировалось это «неразберихой в правовом обеспечении деятельности рекламщиков в Москве и отсутствием четкой политики правительства города в этом вопросе». Президент СПНР Сергей Клюшкин заявил тогда: «Серию покушений на руководителей московских рекламных агентств (в феврале был убит глава «Атора», в июне ранили директора News Outdoor) спровоцировало именно нежелание столичных властей установить единые правила игры на московском рынке наружной рекламы».
И наконец в январе этого года начальником комитета по рекламе при московском правительстве был назначен зампрефекта Южного округа Игорь Пресняков, считающийся «человеком Аксенова».
С тех пор стрельбы на рынке наружной рекламы не было. Однако всколыхнуть успокоившийся рынок способно возможное обнародование имен заказчиков покушения на Максима Ткачева — если, конечно, они станут известны самим правоохранительным органам.