Эта детективная история началась 16 июня, когда впервые были объявлены сроки передачи управления контртеррористической операций из ведения ФСБ в ведение МВД. Региональный оперативный штаб в Ханкале (РОШ) милиционеры должны были получить в свое полное распоряжение к 1 июля, а с 1 сентября уже и центральное управление всей операцией в Чечне должно перейти от директора ФСБ Николая Патрушева к министру внутренних дел Борису Грызлову. Однако в отведенные сроки силовики уложиться не смогли. Только 4 июля президент Владимир Путин подписал указ, в котором задним числом передал РОШ заместителю министра внутренних дел.
Фамилия замминистра в указе Путина почему-то не значилась – ее пришлось объявлять дополнительно, что свидетельствует о серьезных сложностях, возникших как с процедурой передачи Чечни, так и с подбором внутри МВД ответственных кадров на новую работу.
Сразу после оглашения президентского указа замглавы МВД Иван Голубев сообщил журналистам, что на посту начальника РОШ генерал-полковника ФСБ Анатолия Ежкова сменит генерал-полковник внутренних войск МВД Михаил Паньков, имеющий непосредственное отношение к Чечне. В ранге замминистра Паньков возглавляет главное управление МВД по Южному федеральному округу, а до апреля прошлого года руководил главным штабом внутренних войск, вместе с которыми три с половиной года назад брал Грозный (за что получил звезду Героя России). Как говорил Голубев, в течение трех дней генерал Паньков приступит к исполнению новых обязанностей в Ханкале.
Но Паньков в итоге никуда не поехал, оставшись в своем управлении в Ростове-на-Дону, а вместо него 17 июля в Чечню прилетел Патрушев, не часто рискующий посещать мятежную республику. Он провел секретное совещание о передаче полномочий от ФСБ к МВД. Никаких подробностей этого мероприятия журналистам узнать не удалось. И вот сегодня, спустя 12 дней, Патрушев вновь появился в Чечне, причем на этот раз уже вместе с Грызловым. Вместе они официально представили нового руководителя регионального оперативного штаба.
Им оказался не генерал Паньков, а контр-адмирал Юрий Мальцев, также занимающий пост замминистра МВД.
Официальный представитель РОШ – офицер ФСБ Илья Шабалкин – не счел нужным объяснить журналистам, почему вместо генерала назначили контр-адмирала. Попытка же «Газеты.Ru» самостоятельно найти ответ на этот вопрос привела к неожиданным результатам. Выяснились просто удивительные вещи. Во-первых, ни одного упоминания об этом контр-адмирале нет ни в открытых электронных архивах СМИ, ни на официальных сайтах МВД или ФСБ. Во-вторых, в самом МВД о замминистре Мальцеве ровным счетом ничего не знают. Не знают о нем и в управлении МВД по Южному округу. Генерала Панькова на рабочем месте корреспондент «Газеты.Ru» не застал, а в его приемной сказали, что тот продолжит исполнять свои прежние обязанности. В конце концов, нам удалось получить от представителя центрального аппарата МВД следующее объяснение в отношении Мальцева: «Мы ничего о нем не знаем, потому что он из ФСБ и только что назначен замминистра». В центре общественных связей ФСБ предоставлять информацию о контр-адмирале, прикомандированном, судя по всему, к МВД, отказались, но косвенно подтвердили, что даже рядовым чекистам этот человек хорошо знаком. «Юрий Алексеевич является замглавы МВД, вот туда и обращайтесь», — заявил голос в телефонной трубке, назвав никому не известного замминистра внутренних дел по отчеству.
Таким образом, сегодняшняя передача управления контртеррористической операцией в Чечне от ФСБ к МВД на самом деле – фикция. Формально так оно и есть, но в действительности управлять РОШ будет срочно прикомандированный к МВД офицер ФСБ Мальцев.
Надо напомнить, что один контр-адмирал уже руководил региональным штабом в Чечне. Сразу после того как в январе 2001 года Путин поручил Патрушеву возглавить контртеррористическую операцию, тот назначил командовать РОШ своего заместителя Германа Угрюмова (спустя пять месяцев замдиректора ФСБ умер в Ханкале от острой сердечной недостаточности). Военные эксперты, к которым обратилась «Газета.Ru» и которые тоже ничего не слышали о контр-адмирале Мальцеве, в связи с этим предположили, что он из команды Угрюмова. Однако ни подтвердить, ни опровергнуть это предположение из-за недостатка информации пока не возможно.
Больше всех от назначения Мальцева может пострадать чеченское МВД. Все время, пока шли разговоры о передаче полномочий от ФСБ к МВД, о самостоятельности чеченской милиции почти не вспоминали, хотя глава республики Ахмад Кадыров уже три года настаивает на том, что чеченцы должны сами вести войну с боевиками. В конце концов ему удалось убедить в этом Путина, после чего президент принял решение о передаче операции в руки милиции. Получается, формально милиция становится главной, но центр принятия решений по-прежнему остается под контролем ФСБ, а с ФСБ у чеченского руководство традиционно напряженные отношения.
Так получилось, что само назначение контр-адмирала Мальцева лишний раз подтвердило эту напряженность.
Назначенный по протекции Кадырова министр внутренних дел Чечни Алу Алханов, как сообщили нам в его приемной, уехал сегодня на совещание в Ростов-на-Дону, то есть Патрушев с Грызловым произвели важные кадровые перетасовки в его отсутствие.
Однако совсем о чеченцах они не забыли. Как сказал официальный представитель РОШ офицер ФСБ полковник Шабалкин, перед новым начальством поставлена задача обеспечить правопорядок в период подготовки и проведения выборов президента, назначенных на 5 октября. Сегодня в Гудермесе собрались местные активисты «Единой России», чтобы в установленном порядке выдвинуть кандидатуру Кадырова. Министр Грызлов еще раньше заявил о своей поддержке этой инициативы. Но теперь Кадырову придется еще заручиться поддержкой чекиста Мальцева, который непосредственно будет наблюдать за ходом голосования.
Что же касается охоты на Шамиля Басаева и прочих террористов, то она отходит на второй план. Как было объявлено сегодня в Ханкале, основная задача по ликвидации терроризма в Чечне уже выполнена.