Басманный суд Москвы признал законным проведение обысков у сотрудника нефтяной компании ЮКОС Алексея Пичугина — начальника четвертого отдела службы внутренней и экономической безопасности компании, обвиняемого в организации двойного убийства и покушения на убийство. Решение по кассационной жалобе Алексея Пичугина на Генпрокуратуру Басманный суд должен был принять еще накануне вечером. Однако, как рассказал «Газете.Ru» один из адвокатов подозреваемого — Георгий Каганер, после выступления в суде двух других защитников Пичугина, Татьяны Акимцевой и Олега Соловьева, судья перенес объявление своего решения на 10 часов утра пятницы. При этом по ходатайству Генпрокуратуры все журналисты в четверг были удалены из зала во время показаний следователей о проведенных у Пичугина обысках.
Если бы действия Генпрокуратуры признали незаконным, адвокатам было бы проще освободить своего подзащитного из-под стражи.
Поскольку во время обысков, по некоторым данным, был изъят ряд документов, повлиявших на решение об аресте Пичугина. «Сотрудники прокуратуры изъяли сейф, принадлежавший ему, и в нарушение норм не произвели вскрытие сейфа при понятых. Через два дня Генпрокуратура выходит в суд с ходатайством о заключении его под стражу, которое удовлетворяется. И 26 июня Пичугину предъявляется обвинение», — отметил адвокат Каганер.
По словам адвокатов Пичугина, обыски проводились 19 июня. В квартиру Алексея Пичугина пришли следователи Генпрокуратуры в сопровождении сотрудников группы «Альфа». По словам адвокатов, «был изъят ряд вещей, не имеющих отношения к следствию», однако пояснять, что взяли следователи, защитники Пичугина отказались, ссылаясь на данную ими подписку о неразглашении сведений.
Кроме того, по словам Татьяны Акимцевой и Олега Соловьева, во время обысков было еще одно нарушение: адвокатам не разрешили присутствовать при его проведении, что тоже является неправомерным (кстати, во время следственных действий в квартире Пичугину стало плохо, однако следователи Генпрокуратуры не допустили к нему врача). Затем следователи пришли с обыском в офис Пичугина. Там, по словам адвокатов, они осмотрели рабочее место его секретаря-референта, не предъявив сотрудникам службы безопасности компании санкцию на обыск. В связи с этим адвокаты подали жалобу на действия Генпрокуратуры России в Басманный суд.
Представитель прокуратуры Валерий Лаптев заявил в суде, что следственные действия проводились в рамках действующего законодательства.
От дальнейших комментариев по этому вопросу в Генпрокуратуре отказываются.
Как рассказал «Газете.Ru» Георгий Каганер, в ближайшее время защитники собираются обжаловать отказ Басманного суда в вышестоящей инстанции. Еще одну жалобу, с требованием освободить Пичугина из-под стражи, адвокаты готовят для подачи в Верховный суд России. Напомним, что 15 июля Мосгорсуд отказался удовлетворить кассацию защитников на решение арестовать Пичугина, выданное Басманным судом 21 июня. Мосгорсуд оставил Алексея Пичугина в СИЗО «Лефортово», где он находится с 19 июня. На решение суда не повлияли и многочисленные ходатайства за Пичугина, заверения о том, что он не скроется из Москвы, и подготовленный залог в размере 3 млн рублей.
В свою очередь жена Алексея Пичугина Татьяна сообщила журналистам, что, по ее мнению, мужу в СИЗО «Лефортово» вводят психотропные вещества.
Она рассказала, что 14 июля с ее супругом были проведены следственные действия, на которые не допустили его адвокатов. Позже на свидании с мужем Татьяна заметила, что у Алексея Пичугина болезненный вид. По ее словам, он жестами объяснил жене, что ему был сделан принудительный внутривенный укол. Как заявила Пичугина, ее муж подвергся многочасовому допросу, на протяжении которого неоднократно терял сознание, и он не мог вспомнить всего, что происходило на допросе. При этом Пичугина подчеркнула, что уверена в невиновности своего мужа. Правда, адвокаты сотрудника ЮКОСа пока отказываются от комментариев по поводу сделанного Татьяной Пичугиной заявления.
Напомним, что 26 июня сотруднику службы безопасности компании ЮКОС было предъявлено обвинение в организации покушения на убийство бывшего начальника пресс-службы мэрии Москвы Ольги Костиной в ноябре 1998 года. Тогда, по версии прокуратуры, рядом с квартирой ее родителей преступники подложили взрывное устройство. Во время взрыва никто не пострадал, а в начале 1999 года Костина неожиданно для всех написала заявление об уходе по собственному желанию. Почему Пичугин может быть к этому причастен, следователи не уточняют.
Кроме того, в Генпрокуратуре считают Пичугина виновным в организации убийства двух жителей Тамбова — супругов Ольги и Сергея Гориных в 2002 году.
По некоторым данным, непосредственные исполнители этого преступления уже осуждены. А Алексей Пичугин сначала проходил по делу как свидетель — его трижды вызывали в прокуратуру Тамбова и в Генпрокуратуру. А 19 июня во время обыска в его квартире Пичугин был задержан.
Арест Пичугина и предъявление ему обвинения адвокаты называют «бредом». Как рассказал «Газете.Ru» Георгий Каганер, у него есть предположение, что на самом деле тела убитых Гориных до сих пор не найдены. В связи с этим уголовное дело по факту убийства, согласно закону, вообще не может быть возбуждено.
Ранее в своих выступлениях в прессе адвокаты называли дело Пичугина провокацией и не исключали, что на него может быть оказано давление с целью дискредитации компании ЮКОС.