За создание чуда – его вы видите на иллюстрации – наш соотечественник стал миллионером. Правда, его приз в миллион иен в более привычном нам эквиваленте не такой уж большой – $8 тыс. Он скорее почетный для 24-летнего дизайнера из Екатеринбурга Андрея Басманова, выпускника Уральской архитектурно-художественной академии.
«Этот дизайн будоражит воображение».
Так охарактеризовал работу Басманова Оливье Булэ, шеф-дизайнер Mitsubishi Motors и председатель наблюдательного совета конкурса. По мнению же членов жюри – представителей Токийской дизайн-студии Mitsubishi, дизайнеров Фудзимото, Кацуо и Фукасава, внешность Shiki пробуждает эмоции и раздвигает рамки привычного дизайна минивэнов. С этими тезисами трудно поспорить. Единственное, что роднит минивэн Shiki с традиционными автомобилями – это четыре колеса. Все остальное – начиная с головастой кабины с узкими глазами-фарами и заканчивая необычной формой задней части автомобиля – делает Shiki похожим больше на инопланетный космический корабль, чем на автомобиль.
В нынешнем конкурсе, уже пятом по счету, приняли участие 438 проектов из 59 стран. Участники должны были продемонстрировать свое видение концептуального минивэна и автомобиля, «подчеркивающего индивидуальность владельца». Второе место заняли два корейских дизайнера-фрилансера, представивших стремительный автомобиль со сложным названием Mini Studio Companion, сочетающий функциональность с оригинальной восточной стилистикой. Всего в конкурсе было семь призовых категорий включая интернет-конкурс, победителя в котором определяли голосованием пользователи всемирной паутины. Подводя итоги конкурса, Оливье Булэ отметил, что Mitsubishi Motors продолжит проведение аналогичных конкурсов, «взаимодействуя со всем миром посредством универсального языка дизайна».
Для зарубежных автопроизводителей подобные конкурсы – обычная практика, смысл которой – приток свежих идей.
Сотни, если не тысячи школьников, студентов, профессиональных дизайнеров и художников-фрилансеров абсолютно безвозмездно заваливают автопроизводителей своими эскизами. Кто-то из них надеется просто получить денежный приз, кто-то преследует вполне определенную цель – добиться, чтобы его заметили. Так Citroen нашел российского дизайнера Владимира Пирожкова, который сейчас работает в Toyota. Возможно, теперь кто-то (совсем необязательно Mitsubishi) найдет и Андрея Басманова.
Огорчает лишь то, что хотя в России есть дизайнеры мирового уровня, серийные отечественные автомобили по-прежнему далеки от внешнего совершенства. Что и говорить, если наши автомобили в народе имеют обидные для их создателей и дизайнеров прозвища – «баржа» («Волга»), «зубило» («восьмерки»-«девятки»), «беременная матрешка» (ВАЗ-2110).