Как заявил сегодня в Москве и. о. президента Чечни Ахмад Кадыров, возможность захвата боевиками городов в Чечне исключена. По словам главы Чечни, «в республике ходят слухи о повторении ситуации августа 1996 года», когда боевики захватили Грозный, а поставленный Москвой президент Доку Завгаев бежал из чеченской столицы. «Под этими слухами ничего нет», — подчеркнул исполняющий обязанности президента республики.
«Нет таких сил, которые могут войти с оружием в город или на какую-либо территорию и захватить ее», — сказал Кадыров. А министр обороны России Сергей Иванов сегодня же заочно ответил Кадырову, что такие силы все-таки есть.
Выступая в Ханкале, российский министр в очередной раз подсчитал чеченских боевиков. Их опять оказалось много. По мнению Иванова, сейчас в Чечне против федеральных сил воюют примерно 1300 непримиримых боевиков, среди которых около 300 иностранцев. Непримиримых, по словам министра, можно только уничтожать; сколько же в республике еще и таких боевиков, с которыми можно договариваться, Иванов не сообщил.
Если к непримиримым боевикам прибавить почти любое число «примиримых», то окажется, что за прошедший год никакой убыли бандиты не понесли.
В марте 2002 года генштабовский генерал Балуевский говорил, что в Чечне более полутора тысяч боевиков никак не наберется.
Некоторые сегодняшние заявления Ахмада Кадырова о военной ситуации в Чечне оптимизма также не добавляют. Закончив мысль о безопасности чеченских городов, Кадыров тут же добавил, что военная ситуация в Чечне «непростая», в республике существует опасность подрывов, постоянно происходят взрывы и убийства. Кадыров допустил, что численность отряда одного Гелаева может достигать трех тысяч человек. А если вдруг федеральные войска уйдут из Чечни накануне победных для Кадырова выборов, чеченцы сразу же пойдут в боевики. Так сегодня сказал сам Кадыров, поставив под сомнение свои же слова о том, что боевики уже слабы и ничего не могут.
Тема предстоящих выборов вообще более всего заботит чеченского лидера. Как выяснилось сегодня, чтобы обеспечить безопасность своего избрания, Кадыров предпринимает самые неожиданные действия. Так, например, и. о. президента возобновил переговоры с уже упоминавшимся Русланом Гелаевым. Отвечая на вопросы журналистов о предмете переговоров, Кадыров пояснил: «Переговоры о сложении оружия». Кадыров добавил, что лично ознакомился с приказом лидера сепаратистов Аслана Масхадова о разжаловании Гелаева. «Он его разжаловал и запретил защищать родину», — заявил чеченский руководитель.
«Почему именно Гелаев?» — задал вопрос сам себе Кадыров и сам же и ответил: «Гелаев не замешан в похищениях людей, он не связан с Яндарбиевым и Удуговым. Это — реальный человек, который может влиться в мирную жизнь».
О переговорах Кадырова с Гелаевым журналисты слышат не первый раз. Начиная с 2001 года глава чеченской администрации регулярно заявлял о том, что вот-вот договорится с полевым командиром о сдаче оружия и переходе на сторону правительства. Правда, после того как отряд Гелаева устроил маленькую войну в Ингушетии осенью 2002 года, Кадыров на время забыл о своей симпатии к этому полевому командиру.
Другим по сути предвыборным ходом Кадырова стало заявление о приеме амнистированных боевиков на службу в чеченскую милицию. «Во-первых, они знают в лицо этих людей (сепаратистов. – «Газета.Ru»). Во-вторых, они знают все тропы и дороги. Это надо использовать». «Если кто-то говорит, что им нельзя доверить оружие, то это уже не амнистия», — сказал Кадыров.
Если с Гелаевым и другими боевиками Ахмад Кадыров, возможно, и будет работать, то лидера сепаратистов и. о. президента хочет видеть только в тюрьме. По его словам, Масхадов признан преступником, находится в розыске и отвечает за преступления, которые совершены. «Это не значит, что он лично стрелял или резал, — смягчился Кадыров, — но никакие выборы ему не светят». Выборы, на которых соревнуются президент и исполняющий обязанности его же, действительно были бы нонсенсом. «Чем быстрее Масхадов сдастся, тем лучше. Срок ему сделаем поменьше — будем ходатайствовать», — сказал Кадыров.