Сегодня лондонский магистратский суд на Боу-стрит возобновил разбирательство по делу об экстрадиции в Россию эмиссара Масхадова Ахмеда Закаева. Перекрестный допрос свидетелей защиты и обвинения, начавшийся на предыдущих заседаниях, был продолжен. Кроме того, на данном этапе королевской прокуратуре важно проверить объективность показаний выступающих по делу Закаева экспертов.
В зале суда сегодня присутствовали высокопоставленные российские чиновники – заместитель генпрокурора Сергей Фридинский и министр по делам Чечни Станислав Ильясов. Под их наблюдением лондонский суд начал заслушивать показания свидетелей обвинения.
Первым свидетелем выступил отец Филипп, в миру Сергей Жигулин, ранее известный как отец Сергий (он изменил имя в августе 1996 года после принятия монашеского пострига). Священнослужитель рассказал суду историю своего похищения чеченскими боевиками в январе 1996 года и последующего освобождения. Филипп, тогда еще отец Сергий, участвовал в середине 90-х годов в миссии Всемирного совета церквей, задачей которой было оказание гуманитарной помощи в Чечне и розыск пропавших без вести военнослужащих.
По словам свидетеля, впервые он встретился с Ахмедом Закаевым в мае 1995 года на переговорах в миссии ОБСЕ. Затем, по сведениям РИА «Новости», отец Филипп рассказал суду, что в середине января 1996 года он прибыл в Грозный «для переговоров по освобождению пленного российского военнослужащего Бориса Сорокина». Вместе с настоятелем Грозненского храма отцом Анатолием они совершили поездку в Урус-Мартан, где тогда жил Ахмед Закаев. Закаев пообещал помочь выяснить местонахождение и судьбу пленного российского солдата, однако, когда через несколько дней священники вновь приехали для беседы с Ахмедом Закаевым, «ничего нового в ситуации не прояснилось, сведений о солдате не было». «Мы договорились, что, если у Закаева будут новые сведения, он даст знать в храм Грозного», -— отметил отец Филипп. Он уточнил, что это произошло 28 января 1996 года.
Утром 29 января того же года, когда священнослужители выехали из города, на их машину было совершено нападение, в ходе которого несколько боевиков, использовавших милицейский «УАЗик», захватили их и с завязанными глазами доставили в соседнее село. «Я узнал одного из похитителей – это был молодой человек, который находился в доме Ахмеда Закаева накануне, его было трудно не запомнить, потому что он все время кашлял», — засвидетельствовал отец Филипп.
Первую ночь после захвата священнослужители провели «в разбитом клубе».
В ту же ночь один из охранников, по словам отца Филиппа, сообщил им по секрету: «Ахмед Закаев вас сюда и привез».
На следующий день, сказал отец Филипп, священников вывели из этого помещения и опять посадили в машину. Глаза им не завязывали, и именно поэтому отец Филипп заметил, что «Ахмед Закаев стоял неподалеку, буквально в пяти шагах, и с кем-то разговаривал».
Потом священнослужителей разделили, и только весной отец Сергий узнал, что его коллега отец Анатолий был убит боевиками. Во время содержания в плену к отцу Сергию применялись «методы насилия», по его собственному признанию, в частности, была сломана рука, остались следы побоев на спине и руках.
Отец Филипп был освобожден летом 1996 года. Он вновь увиделся с Закаевым в 1998 году на инаугурации Александра Лебедя в качестве губернатора Красноярского края. По словам священника, тогдашний вице-премьер масхадовского правительства «был очень удивлен» встречей. При этом он фактически признал свою причастность к похищению, заявив отцу Филиппу следующее: «Я не виноват ни в чем, меня это сделать заставили». Эти слова Закаева он сегодня процитировал перед судом.
Показания священнослужителя должны произвести впечатление на английских судей, однако в беспристрастности отца Филиппа многие сомневаются.
Как считает правозащитник Сергей Ковалев, у священника были особые отношения с властями: во-первых, отец Филипп был единственным заложником, которого после освобождения поместили в ЦКБ, а во-вторых, вскоре после этого его принял Сергей Степашин, который к тому моменту только оставил пост директора ФСБ. В интервью разным изданиям отец Филипп сообщал противоречащие друг другу факты, а тому же Ковалеву, когда он навещал его в ЦКБ и подробно расспрашивал о происшедших событиях, священник не сказал ничего из того, что сейчас фигурирует в материалах дела.