Помните рассказ Зощенко о монтере сцены Иване Кузьмиче Мякишеве, которого на карточку сняли не в фокусе, а он в отместку свет в театре выключил? О том, что внимания к себе требуют не только театральные звезды, но и скромный обслуживающий персонал, умный мужик Михал Михалыч предупреждал еще в начале двадцатого века. Выводов никто не сделал, и в начале века двадцать первого мы пожинаем плоды.
Уже почти шестьдесят лет, с 1947 года, скромный городок Авиньон в провинциальном Провансе становится театральной столицей Европы. В город прибывает умопомрачительное количество театральных трупп со всего мира (в прошлом году было показано сорок спектаклей официальной программы и около шестисот спектаклей «оффа» — программы неофициальной и коммерческой), на них, как голуби на булку, слетаются зрители, гостиницы не справляются с ордами туристов, и едва ли не все население городка, сдав свою жилплощадь приезжим, отправляется пересидеть нашествие у родственников. Летние фестивали, число которых во Франции достигает шестисот, для провинциального юга страны это как курортный сезон для жителей Крыма, залог материального благополучия и сытой зимы.
Однако в этом году облом следует за обломом. Уже не состоялся фестиваль современного танца в Монпелье, под угрозой фестивали в Экс-ан-Провансе, Марселе, Шалоне и других городах. И самое звучное – в Авиньоне. Фестиваль должен был открыться сегодня, 8 июля. Этого уже не случится. Что будет завтра, не знает никто.
Причина проста – забастовки. Технический персонал театров и актеры-контрактники, по сути, заморозили театральную жизнь во Франции. Дело в том, что 27 июня в стране было изменено трудовое законодательство. Раньше для того, чтобы в течение года получать пособие по безработице, почасовым служащим Мельпомены надо было отработать за год 507 часов (при восьмичасовом рабочем дне — чуть больше 60 дней). Это беспрецедентно льготные условия, уникальные для Европы и мира, и не имеющие работы театральные служащие считались самыми привилегированными безработными во Франции. Однако, по словам министра культуры Франции Жан-Жака Айягона, существующая система социальных пособий просто не выдерживает такую нагрузку. Дефицит фонда, из которого выплачиваются пособия, в прошлом году составил 828 млн евро.
В общем, «доктор сказал резать». Неизменной осталась только цифра в пять-семь часов, но теперь их необходимо отработать за девять месяцев, а срок получения пособия урезан до восьми месяцев. Массы, естественно, остались недовольны. Ситуацию усугубило то, что практически все театры страны укомплектованы исключительно почасовиками. Репертуарный театр во Франции всего один – знаменитый «Комеди франсез», и он, кстати, в Авиньон никогда не приезжает: брезгует.
Реакция французов на постановление оказалась в стиле их знаменитого соотечественника Альфонса Доде: «Давайте шумэть!!!». Быстренько создали движение «Кюльтюр ан данже» («Культура в опасности»), забастовки охватили всю Францию, от Бретани до Прованса, были сорваны последние спектакли сезона в театре Шатле, Городском театре и даже в «Комеди франсэз», а в Кале до того разошлись, что оккупировали здание муниципального театра, и выдворять служителей муз оттуда пришлось с помощью полиции.
Впрочем, не все поддержали забастовку. Всадник Бартабас, недавно навещавший Москву, внятно заявил, что его труппа живет от продаж билетов и он не собирается голодать следующий год.
Чем закончится это спасение культуры от вредоносного правого правительства Раффарена, думается, никто сказать не рискнет. Время работает на забастовщиков: легко представить, на какие бабки попадут организаторы фестивалей, пригласившие к себе мировых знаменитостей. С сегодняшнего дня объявлена всеобщая забастовка профсоюзов работников театров. Причем собравшаяся в Авиньоне Генеральная ассамблея представителей всех театральных трупп фестиваля держит интригу с недюжинным сценическим мастерством.
Было объявлено, что решение о продлении забастовки будет голосоваться ежедневно, так что до сих пор неясно, отменяется ли Авиньонский фестиваль или просто откладывается.
Однако директор фестиваля Бернар Февр д`Арсье не собирается идти на поводу у стачкома и уже заявил, что завтра объявит о собственном решении. Для него эта пилюля особенно горька. У д`Арсье, руководившего Авиньонским театральным форумом два срока, то есть десять лет, этот сезон последний — «работа траура», как он его обозвал. По окончании фестиваля он покинет свой пост и передаст бразды правления Венсану Бодрийе. Задушит он свою лебединую песню или попытается все-таки отыграть отходную, узнаем завтра. И будем надеяться, что театралы, приехавшие в Авиньон, все-таки увидят новые спектакли: Ариану Мнушкину с «Последним караван-сараем», Питера Брука со «Смертью Кришны», продолжающего свой старый проект «Махабхарата», специально для фестиваля возобновленную постановку чеховского «Платонова», некогда осуществленную Эриком Лакаскадом, и множество других многообещающих спектаклей, заявленных в программе фестиваля.