В понедельник стало известно, что к месту падения Витимского метеорита (Иркутская область, примерно 30 км от города Мама) отправятся сразу четыре экспедиции. Как рассказал «Газете.Ru» руководитель первых двух экспедиций, побывавших в районе столкновения метеорита с Землей, Сергей Язев, старт объединенной группы намечен на 15 июля 2003 года. Ученые намерены искать обломки небесного тела в зоне, которую им удалось вычислить исходя из показаний местных жителей, а также сделанных спутником NASA снимков летящего объекта.
Язев поделился с «Газетой.Ru» результатами первых двух экспедиций. В первой, проходившей в октябре 2002 года, ученые точно определили координаты точек, в которых американский спутник «заметил» и «потерял» болид. Напомним, что в первой точке метеорит на высоте 62 км вошел в плотные слои атмосферы, и яркость его свечения усилилась до регистрируемой спутником величины. Во второй, когда болид находился на высоте около 30 км над землей, яркость свечения упала до уровня, который сенсоры спутника уже не фиксировали.
Метеорит именно выгорел, а не взорвался: так утверждают все опрошенные экспедицией местные жители.
Рассчитав трехмерные координаты обеих точек, ученые установили радиус падения обломков метеорита. Диаметр возможного разброса осколков составил около 15 км.
Местные охотники показали участникам первой экспедиции завалы леса, которые образовались из-за действия боковой ударной волны. «Лес в этом месте хлипкий, — рассказывает Язев, — потому что место падения находится в зоне вечной мерзлоты. Почва отмерзает летом на 0,5–2 м, а кое-где видны даже открытые ледники. Поэтому корни деревьев расположены близко к поверхности. Их часто валит сильными ветрами, которые нередки в этой местности. В зоне падения, где ударная волна распространялась вертикально, деревья выстояли. А там, где волна шла под углом к земле, она и повалила деревья». Судя по
сообщению заместителя мэра Мамы, именно подвергшийся действию боковой ударной волны район обследовался впоследствии экспедицией «Космопоиска».
Вторая экспедиция, работавшая в апреле, собирала образцы снега под районом наиболее яркого свечения метеорита. В нее вошли специалисты из Института геохимии СО РАН, Института земной коры СО РАН, Института солнечно-земной физики СО РАН и ИГУ. Ученые предположили, что именно в этом районе шло наибольшее распыление частиц болида. Поэтому они забрались на вершины гольцов (гольцы — горные вершины уплощенной или округлой формы, поднимающиеся выше верхней границы леса и почти лишенные растительности. Снежный покров на них сохраняется только зимой) и взяли 13 проб снега массой не менее 5 кг каждая. В одной из проб были обнаружены микроскопические (10–100 микрон) частицы, имевшие вид черных шариков.
«Обнаружение в снеговой пробе частиц предположительно метеоритного происхождения может рассматриваться как большой успех, на который мы, честно говоря, надеялись, но не рассчитывали», — говорит Язев.
«Достичь расчетного места падения ни в октябре, ни тем более в апреле было невозможно технически, и такая задача не ставилась».
Пока ученые готовятся к третьей, решающей экспедиции, к месту падения метеорита направилась группа энтузиастов-исследователей, которые изучают различные аномальные явления, – команда «Космопоиск». Они добрались до зоны поваленных боковой ударной волной деревьев и заявили, что именно там находится место падения болида. Более того, они сообщили, что нашли несколько обломков метеорита (и обещали предоставить их в соответствующие институты), и даже говорили о якобы повышенном радиационном фоне сразу после падения. Однако никаких обломков они не предоставили, да и сообщения о повышении радиоактивности опровергли сотрудники МЧС, которые на следующий день облетали район. По данным проведенных ими измерений, никакого повышения фона сразу после катастрофы не было.
«Можно также уверенно исключить возможность появления «лучевого ожога» на деревьях. Болид, на который из Бодайбо можно было спокойно смотреть, не щурясь, летел в соседнем Мамско-Чуйском районе над сплошными облаками (как раз тогда шел снег с дождем) на высоте около 30 км. И в 10 км к северу от тех мест, где работала экспедиция «Космопоиска». Излучение болида, очевидно, при таких условиях не могло поджечь мокрую и холодную тайгу. Судя по всему, экспедиция работала на месте старой гари, где сейчас лежат поваленные либо ветром, либо ударной волной от болида, обгоревшие в прошлом деревья».
«Что касается крупных фрагментов, то крайне маловероятным выглядит возможность их падения в 10–15 км в сторону от траектории в том месте, где высота полета была около 30 км. И чтобы при этом болид продолжил полет в северо-восточном направлении, на что указывают очевидцы».
«Я дважды указывал участникам «Космопоиска», что они ищут обломки Витимского метеорита в бесперспективном районе. И написал об этом 15 июня письмо Вадиму Черноброву (руководителю объединения «Космопоиск»). Я с уважением отношусь к их энтузиазму и проделанной ими работе. Конечно, кадры поваленных деревьев помогут нам ещё немного сузить ареал падения частиц болида, но не более того», — говорит Язев.
Связаться с «Космопоиском» «Газете.Ru» не удалось — сейчас группа из девяти человек еще находится в Иркутской области и окажется доступной для разговора только ближе к концу недели.
В свою очередь, сам ученый собирается отправиться в тайгу в середине июля. В иркутскую экспедицию войдут ученые из ИГУ, а также институтов геохимии, земной коры и солнечно-земной физики (всего семь-восемь человек). 15 июля они встретятся в Бодайбо с тремя другими экспедициями. Первая из них прилетит из Москвы. В нее войдут пять человек из комитета по метеоритам РАН. Вторая приедет из Екатеринбургского технического университета, а третья из Красноярска. Общая численность команды составляет примерно 25 человек.
«Газета.Ru» продолжает следить за поисками Витимского метеорита.