Все началось с того, что на последних минутах последнего пленарного заседания весенней сессии Госдумы депутаты приняли протокольное поручение, с которым выступил замруководителя фракции СПС Борис Надеждин. Он предложил думской комиссии по этике разобраться с высказываниями Владимира Жириновского во время обсуждения вотума недоверия правительству. Вице-спикер Госдумы от ЛДПР, ругая коммунистов, договорился до того, что Сталину нужно было вместе с Гитлером отправиться покорять южные страны. Когда парламентарии поддержали идею Надеждина, Жириновский попросил ответное слово. Депутаты проголосовали за то, чтобы слова ему не давать.
В повестке оставался только один пункт – выступление спикера Селезнева с прощальной речью «Об итогах весенней сессии». Однако вице-спикер Жириновский не позволил ему этого сделать. Как только Селезнев вышел на трибуну, Жириновский бросился к нему и стал что-то кричать, видимо продолжая требовать слова.
На выручку спикеру Селезневу, перед лицом которого махал руками вице-спикер Жириновский, пришел вице-спикер от «Регионов России» Артур Чилингаров.
Тогда на подмогу Жириновскому бросился независимый депутат Александр Федулов. Он тоже стал прогонять Селезнева с трибуны.
«Не будет никакого заключительного слова», — кричали они оба. Вице-спикер Любовь Слиска попыталась заступиться за руководителя нижней палаты. «Неужели в зале нет мужчин, которые могли бы угомонить возбужденных», — поинтересовалась она. Таких в зале действительно не нашлось. Жириновский с Федуловым продолжали кричать, поэтому спикеру Селезневу ничего не оставалось, как вернуться на свое место в президиуме. Оттуда он предложил депутатам проголосовать за лишение Жириновского и Федулова слова, что депутаты и сделали. Однако дебоширы не собирались замолкать. Хуже того, к ним присоединился третий, депутат из фракции ЛДПР Олег Федько. Он почему-то стал кричать, что против его лидера Жириновского совершена провокация.
Трое депутатов продолжали держать оборону думской трибуны, поэтому с заключительной речью спикеру Селезневу пришлось выступать с места.
Когда Селезнев дочитал свой доклад, заиграл гимн. Возбужденные депутаты с трудом достояли до конца гимна и бросились делиться впечатлениями с журналистами. Тут они были уже в безопасности — их плотным кольцом окружили охранники. Селезнев заявил, что сегодняшним инцидентом займется не только комиссия по этике, но и комитет по регламенту. Слиска к этому добавила, что на первом же осеннем заседании будет поставлен вопрос о лишении Жириновского поста вице-спикера. Последний раз его собирались лишать этого поста, когда по телевизору показывали заявления с использованием ненормативной лексики, сделанные им в Багдаде. Тогда этическая комиссия решила, что виноваты во всем журналисты. Господин Жириновский и сейчас чувствует себя в безопасности. Вместе с охранниками он стоял за спиной Селезнева и через его голову кричал: мол, это такие как Селезнев довели страну до ручки. А когда мимо проходил депутат Валерий Дорогин, по случаю закрытия Госдумы надевший свой белый парадный адмиральский китель, Жириновский стал кричать что-то оскорбительно про адмиралов. «Мы еще с вами встретимся, — встрепенулся Дорогин. — Вы мне ответите за свои слова».
В конце концов участники прощальной парламентской склоки на разных лифтах уехали в свои кабинеты — видимо, отмечать окончание весенней сессии. Скандалист Федулов продолжал оставаться рядом с Жириновский. Сегодня он весь день отвешивал ему комплименты. Утром он удивил своих коллег предложением отказаться от депутатских каникул.
«Нельзя депутатам Госдумы летом отдыхать где-то на пляже в Италии, когда пенсионеры едят сухари», — объяснил Федулов и добавил, что если Селезнев не готов отказаться от каникул, то председателем палату можно сделать Жириновского.
«Жириновский практически всегда летом работает», — сказал Федулов. Селезнев тем временем подводил на пресс-конференции официальные итоги работы парламента. Ему работа понравилась: проведено 38 пленарных заседаний, включая четыре дополнительных и одно внеочередное, рассмотрено свыше 600 вопросов, принято четыре конституционных закона и более 100 федеральных, в том числе 10 повторно.