В Лондоне завершился первый день основных слушаний по делу об экстрадиции в Россию эмиссара Ичкерии Ахмеда Закаева. Несмотря на то что большая часть времени сегодня ушла на выступление защиты, обвинение добилось определенного успеха. Впервые в зале суда было заявлено, что Закаев является уголовным преступником.
Заседание суда началось с получасовым опозданием. Однако эмиссар Аслана Масхадова прибыл вовремя в сопровождении адвокатов и актрисы Ванессы Редгрейв, которая полгода назад заплатила за него 50 тысяч фунтов залога и пригласила чеченца жить в своем особняке в Челси.
Ведущий дело судья Тимоти Уокмен первым делом предоставил слово Джеймсу Льюису, сотруднику королевской прокурорской службы, которая представляет интересы правительства России, выступающего в этом деле истцом. Прокурор Льюис начал зачитывать обвинительное заключение, составленное на основе материалов, присланных Генпрокуратурой РФ.
После первых двадцати минут перечисления преступлений, инкриминируемых Закаеву, сработала пожарная сигнализация.
Всем велели покинуть зал. К зданию суда на Боу-стрит подъехали пожарные машины. Пожарные внимательно осмотрели помещение и пришли к выводу, что тревога была ложной. Служащий суда призвал всех участников процесса вернуться на место, а прокурор Льюис закончил начатое.
Из его речи стало ясно, что господину Закаеву инкриминируются 13 эпизодов, в том числе участие в убийстве российских милиционеров и похищении православных священников, один из которых – отец Филипп – в начале года дал противоречивые показания по делу масхадовского эмиссара («Газета.Ru» подробно рассказывала об этом).
Напомним, что почти все эти обвинения в свое время были отвергнуты датским судом, который тоже изучал вопрос выдачи Закаева. Тем не менее сегодня отвергнутые обвинения снова прозвучали. Закаева, в частности, обвиняют в руководстве отрядом, который воевал в Урус-Мартане, оборонял Заводской район Грозного и захватывал железнодорожный вокзал чеченской столицы.
В деле Закаева фигурируют 11 статьей УК, в том числе такие тяжкие, как «убийство», «терроризм», «захват заложников», на которые ни в коем случае не распространяется амнистия, вступившая в силу в субботу.
После перерыва слово получил адвокат Закаева Эдвард Фитцжеральд, он назвал все обвинения сфабрикованными. «Они не имеют ничего общего с уголовной практикой и целиком связаны с политикой, — сказал адвокат. – Если его выдать, результат для мистера Закаева почти наверняка будет кровавым и трагическим. Существует серьезная угроза, что он будет несправедливо осужден, исчезнет, будет подвергнут пыткам или убит». Комментируя свое выступление агентству Reuters, адвокат также назвал все обвинения «смешными» и «абсурдными». Правда, в своей речи адвокат допустил, что часть инкриминируемых его клиенту обвинений все-таки не выдумки прокуратуры, а деяния, подпадающие под характеристику «военные преступления». А это, сделала вывод защита, уже другая юрисдикция.
Как и предполагала «Газета.Ru», закаевские адвокаты не стали говорить по сути предъявленных обвинений, а принялись убеждать судью Уокмена, что ему не стоит брать на себя ответственность за сохранение жизни подсудимого. Адвокаты Закаева готовы напомнить о загадочных обстоятельствах смерти уже осужденных в России боевиков, таких, как Салман Радуев и его боевой товарищ Турпал-Али Атгериев. Кроме того, защита собирается доказать, что эмиссар Масхадова интересует Москву не как уголовный преступник, а как политический деятель.
Однако в ответ на рассуждения о политической подоплеке дела прокурор ответил жестко: «Чем бы ни были мотивированы убийства, они являются уголовным преступлением, а не политически мотивированным обвинением».
Таким образом, российская прокуратура может праздновать победу: впервые в иностранном суде Закаев был назван уголовным преступником.
Впрочем, королевской прокуратуре ничего не остается, как разделять позицию Генпрокуратуры, чьей представительницей она выступает. На суде выступят люди, которые в силах оспорить мнение российских властей. Это представитель Масхадова в Москве Саламбек Маигов, бывший секретарь Совета безопасности России Иван Рыбкин, депутат Госдумы Юлий Рыбаков, журналист Андрей Бабицкий и адвокат Абдулла Хамзаев, который уже три года участвует в суде над полковником Юрием Будановым. Они участвуют в процессе не как свидетели, а как эксперты суда. Нетрудно угадать, с какими оценками выступят эти эксперты.
Как минимум, они напомнят, что Закаеву инкриминируют действия, относящиеся к первой чеченской войне, а другие участники вооруженного сопротивления, согласившиеся сотрудничать с российскими властями, например, нынешний глава Чечни Ахмад Кадыров, избежали уголовного преследования.
Сегодня на заседание прибыл бывший спикер Верховного совета Руслан Хасбулатов, который тоже считает дело Закаева политическим, о чем готов заявить под присягой. Выступить он не успел. Вообще, из-за того что нашлось немало людей, готовых дать показания по делу Закаева, судье Тимоти Уокмену пришлось назначить два дополнительных заседания, которые пройдут до 1 июля. Между тем ранее вопрос об экстрадиции планировалось решить быстрее и вынести решение уже к 12 июня.
Есть шанс и на последующее затягивание процесса. Во время пожарной тревоги, когда журналисты обступили прокурора Льюиса, он сказал, что не успел разобраться с аргументами процессуальных противников. «Обоснование своей линии защита представила только в минувшую пятницу. Это слишком поздно для того, чтобы внимательно изучить представленные материалы», — объяснил Льюис и неожиданно добавил, что будет просить отложить процесс еще на месяц.
Завтра суд над Закаевым продолжится. «Газета.Ru» будет следить за его ходом.