В Кремле прошло заседание президиума Госсовета, на котором обсуждались проблемы оздоровления экологической обстановки в стране. Специальный доклад по этой теме был подготовлен рабочей группой президиума, которую возглавляет губернатор Астраханской области Анатолий Гужвин. Прежде чем представить материалы президенту и членам президиума, он и его соратники рассказали журналистам, какие проблемы стоят перед государством и как следует их решать.
Прежде всего, по словам Гужвина, требуется создать национальный совет по экологии, который должен «действовать постоянно и ежегодно готовить доклады об экологической обстановке в стране». Он напомнил, что рабочая группа в прошлом году подготовила проект национальной экологической доктрины. В ней выделены законодательные, финансовые, международные и управленческие проблемы, которые препятствуют улучшению экологической обстановки. Губернатор считает, что законодательство в этой сфере не работает, а существенных сдвигов не происходит из-за того, что субъекты федерации не занимаются этим вопросом. Поэтому он предлагает отдать в ведение регионов управление и контроль за экологической обстановкой, а также финансирование соответствующих программ. Пока же финансирование осуществляется в первую очередь за счет специальных фондов, а не бюджета регионов. А из бюджета страны на нужды экологии идет всего лишь 0,3 – 0,4% ВВП. Губернатор Челябинской области Петр Сумин, который также входит в президиум Госсовета, с этим согласился: «Необходимо вернуть субъектам экономические рычаги влияния на экологическую ситуацию», — сказал он.
О необходимости вкладывать в оздоровление природы деньги заявил и вице-президент РАН академик Николай Лаверов, член рабочей группы президиума Госсовета. По его данным, на территории России 581 кв. км загрязнен радионуклидами, и за пять лет было очищено лишь 0,5 кв. км из-за того, что это очень дорого. На очищение всей зараженной территории потребуется до $2 млрд, тогда как государство ежегодно выделяет на эту цель лишь 50 млн руб. В то же время на программу утилизации ядерных отходов с атомных подводных лодок Северного флота международные организации направили $500 млн. Одной из самых актуальных академик назвал проблему чистоты питьевой воды (она связана с износом очистных сооружений и прорывами коммуникаций) и воздуха, который, к примеру, в Москве на 80% загрязняет наземный транспорт.
Министр природных ресурсов России Виталий Артюхов, которому предстоит от имени правительства докладывать президенту об экологической обстановке в стране, сообщил о принятых мерах. Начал он с того, что из 17 млн квадратных километров территории России 11 млн являются «дикой природой», то есть на 65% площади страны имеются ненарушенные экосистемы. По информации Артюхова, на 20% территории ситуация удовлетворительна, а еще на 15% состояние окружающей среды не соответствует нормативам экологической безопасности.
«Но именно здесь — в экологически неблагополучных местах — проживают 60% населения России и производится основная часть ВВП», — подчеркнул министр.
Он отметил, что Россия участвует в международных договорах и вместе с зарубежными партнерами пытается решить экологические проблемы сохранения дикой природы, незаконных лесозаготовок и т. д. В регионах страны работают общественные приемные и «горячие» телефоны, куда граждане могут сообщать об экологических бедах. Тем не менее с каждым годом экологическая обстановка в России только ухудшается.
Все участники заседания по традиции ссылались на отсутствие средств для решения экологических проблем и сошлись во мнении, что штрафы за загрязнение окружающей среды в этом смысле малоэффективны. По словам Артюхова, платежи от промышленных предприятий идут в госбюджет, а не возвращаются в регионы на экологические программы. Поэтому следует прописать в законодательстве норму, по которой деньги будут оставаться на предприятии, что позволит ему обновлять технологии и приобретать очистные сооружения. И тогда государству не надо будет контролировать его и наказывать.
Как рассказал «Газете.Ru» источник в министерстве природных ресурсов, главным из вопросов, которые рабочая группа обсуждала с Путиным, стал вопрос о создании контролирующей структуры, аналогичной существовавшему ранее Роскомприроды. На необходимости такого национального совета настаивают губернаторы, хотя в профильном министерстве считают, что еще одна структура не спасет российскую природу.
Путин подчеркнул необходимость создания целостной системы государственного управления в сфере охраны природы. Выступая на заседании президиума Госсовета, президент сказал, что «серьезными недостатками страдает система, основанная на совмещении в одном органе функций госэкоконтроля и управления хозяйственным использованием природных ресурсов». Поэтому не исключено, что экологический орган в России все-таки появится.
По мнению одного из координаторов Greenpeace России Ивана Блокова, члены рабочей группы президиума Госсовета действительно пытаются что-то сделать для улучшения экологической ситуации, поскольку сами живут в регионах. Блоков признался, что был удивлен тем, как в докладе выделены и хорошо обрисованы актуальные проблемы, а также продемонстрировано, как бездарно работает Министерство природных ресурсов.
По данным Greenpeace, число промышленных проектов, отвергнутых после государственной экологической экспертизы, за последние годы снизилось в десять раз.
По мнению Блокова, это говорит о том, что Минприроды не контролирует должным образом использование природных ресурсов — в угоду экономической выгоде. Поэтому в Greenpeace уверены, что контролирующие функции должен взять на себя независимый от этого министерства орган, что в дальнейшем принесет немалые средства экономике. Кроме того, «зеленые» рассчитывают, что президент услышит и рекомендацию рабочей группы о скорейшем присоединении России к Киотскому протоколу.
Каким будет ответ Путина, станет ясно после заседания президиума.