«Бигль-2», автоматический исследовательский корабль, называемый также за скорость и дешевизну «Марсианским экспрессом», отправился на Марс. Там он будет картографировать поверхность планеты, искать воду на глубине нескольких километров под ее поверхностью, собирать образцы грунта, искать марсиан – и пропадет в конце концов, как пропали все звездолеты, отправленные на поиски зеленых человечков.
Для современного искусства это критический полет, реперная точка. Два уникума из мира прекрасного приняли непосредственное участие в создании нового «Бигля» – ковчега науки. Главный художник наших дней Дэмиан Херст, лауреат всех возможных премий, самый богатый из современных художников, прославившийся маринованной в формалине акулой, отправляет на Марс свою картину. Впрочем, это не просто картина, это новый образчик декоративно-прикладного искусства. Написанная синтетическими красками на стальном листе работа представляет собой ряды кружков разных цветов, она необходима для автонастройки цветовосприятия роботов-исследователей. Тем не менее сам Херст рассчитывает на теплый прием марсианских критиков. «Если у них есть глаза, им это понравится», — сообщил художник в интервью «Би-би-си»
Но и это еще не все. Рок-группа Blur, известная главным образом по хиту «Ух-ху», создала для «Бигля» позывные, которые он передаст, когда приземлится.
Группа работала над ними с 1999 года. Позывные представляют собой короткую музыкальную фразу, в которую зашифрована математическая формула.
Искусство снова стало на службу человеку. Это почти уникальный случай, когда творчество используется в космосе таким образом.
Впрочем, превращение космоса в музей продолжается едва ли не всю эпоху освоения околоземного пространства. Даже если не считать Спутник, который до сих пор пользуется бешеной популярностью именно как арт-объект, история искусства в космосе началась очень давно.
Сначала «Апполон-12» привез на поверхность Луны первый арт-объект – керамическую пластину, на которую художники нанесли плоды своего подсознания. Роберт Раушенберг нанес на нее прямую линию, Клаус Олденберг нарисовал Микки-Мауса, Джон Чемберлен, Форрест Майерс и Дэвид Новрос нарисовали геометрические фигуры.
Главный художник того времени Энди Уорхол изобразил человеческий член.
Следующим был голландский художник Пол Хейдонк, создавший Памятник павшим астронавтам. Его на луну привезла экспедиция на «Апполоне-15». Памятник довольно скромен – это табличка с именами космонавтов, погибших за время освоения космоса, слегка вкопанная в лунный грунт.
Также не следует забывать русского космонавта Леонова, который брал с собой карандаши и бумагу и рисовал виды из иллюминаторов.
Затем начались эксперименты, которые в принципе можно рассматривать как произведения искусства. Пластиковые шары должны были продемонстрировать, как ведут себя разнообразные современные покрытия в невесомости, стандартная масляная краска, нанесенная на холст, должна была продемонстрировать, что будет в космосе с каким-нибудь Рубенсом.
В 1993 году появился «Космический танцор», который был одновременно и экспериментом по внедрению современного искусства в экстремальные жилые помещения (бедные космонавты), и исследованием поведения скульптуры в невесомости (не развалилась, поскольку была отлита единым целым).
В 1995 году станция «Мир», не существующая ныне, стала первой в космосе арт-галереей. Двадцать произведений искусства висели на стене, а также восемьдесят оцифрованных картин находились в ноутбуке немецкого космонавта Томаса Райтера.
С тех пор космические экспедиции свелись к более прикладным исследованиям. Настоящее искусство в космос отправляется впервые за восемь лет. Хорошо бы оно осталось там навсегда.