Необратимо перейдя в разряд искусства, трэш-кино приобрело ровно столько, сколько потеряло. Интонации стали значительнее, подмигивание зрителю больше напоминает нервный тик, однако шальной страстной энергии поубавилось. Что делать? – если мюзикл бродвейский «Лак для волос», поставленный по мотивам фильма крестного отца мусорного кино Джона Уотерса, является сегодня самым респектабельным шоу, удобренным престижными театральными наградами.
Французский ужастик «Книга теней» («Malefique») – тот самый случай снобского трэша. В камере французской тюрьмы коротают время четверо осужденных. Проворовавшийся бизнесмен, молчаливый старик, транссексуал-культурист и его «машка». Сидеть всем долго, и когда за выпавшем кирпичом зэки находят руководство по черной магии, написанное человеком, необъяснимым образом сбежавшим из этой камеры полвека назад, жизнь их становится гораздо увлекательнее. То кирпичная стена откусит пальцы одному из них, то случится еще что-нибудь столь же интересное. А главное – эта старая заплесневелая тетрадь может стать дверью к свободе.
Камерное кино – затея вообще крайне трудная, а в данном случае особенно. Все действие происходит в одном интерьере, актеры – не бог весть что, бюджет – скромный до чрезвычайности. Впрочем, то, что интерьер представляет собой четыре стены и нары, уже придает действию живости.
С недоброкачественностью актеров постановщики разобрались путем грамотного кастинга – сцена, в которой огромный накачанный мужик дает пышную силиконовую грудь своему сокамернику, впечатляет независимо от актерских талантов.
Спецэффекты, производимые дьявольской книгой, скромны, но не раздражают бедностью.
При всех ограничениях, наложенных изначально на постановщиков, сам факт, что «Книгу теней» можно досмотреть до конца, внушает восхищение и лишний раз доказывает, что бюджеты и компьютерная графика – это в большинстве случаев скорее нездоровое искушение, нежели творческая необходимость.
Единственная проблема – это то, что режиссер с безупречно красивым и вульгарным именем Эрик Валетт не совсем понимал, зачем он, собственно, снимает этот бред. История могла получиться по-настоящему готической – мрачным камланием на оккультизме в духе Клайва Баркера. Баркер, судя по его книгам и фильмам вроде «Восставшего из ада», прекрасно понимает, что и зачем делает. Легкомысленный Валетт играет. Играет в трэш-кино, играет в оккультные ужасы, играет в ироничного интеллектуала.
Очень французская, а, следовательно, снобская игра.
Однако для подобных игр Валетту не хватило страсти и легкости того же Кристофера Гана, снявшего «Братство волка». С незаурядной точностью выстраивая сцены, тщательно прописывая историю почти до конца, в какой-то момент он все бросает, как уставший ребенок, завершая фильм глупейшим и бессмысленным ходом.
Впрочем, кажется, дело идет на лад. Франции, как стране католической, было бы неприлично стоять в стороне и смотреть, как итальянцы и испанцы тянут на себя пальму первенства в жанре ужаса. Даже англичане последнее время зашевелились и породили «Псов-воинов». Идеальное удобрение для любого кинематографа, недорогой полигон для новых идей, жанр хоррора – необходимая составляющая развитой киноиндустрии. «Книга теней» — крайне бестолковое, но не слишком утомительное обещание новых горизонтов в освоении мусора гордым французским кино.