Обсуждение отставки Андрея Вихарева на пленарном заседании, как и на вчерашнем совете палаты, было окутано тайной. Вопрос об увольнении вице-спикера решался в закрытом режиме, причем его причины так и не были объявлены сенаторам. Хотя внешне приличия были соблюдены. Вихарев вышел на трибуну и сообщил, что сам решил покинуть вице-спикерский пост. Его коллеги были только рады. За отставку было подано 144 голоса при необходимых 90, против выступил один сенатор, двое воздержалось. О причинах отставки никто из членов СФ так и не проговорился, и всем своим видом они давали понять, что все произошедшее – в порядке вещей.
«Мотивировка моего решения крайне проста, — объявил Сергей Миронов. — Я считаю невозможным с ним работать далее».
«Я вообще считаю, что на этом заседании надо было поменять сразу всех вице-спикеров, чтобы они не забронзовели и происходила положенная ротация кадров», — сказал «Интерфаксу» Леонид Рокецкий. «Вихарев дотерпел до последнего и ушел красиво», — заметил в разговоре с «Газетой.Ru» его коллега.
Еще во вторник днем вице-спикер подавать в отставку совершенно не собирался. «Это (снятие с должности вице-спикера. — «Газета.Ru») — неимоверно сложная процедура. Я надеюсь, это мое личное ощущение, что мои коллеги поддержат меня в моем сегодняшнем статусе, — сказал он «Газете.Ru». — Думаю, что все для меня сложится благополучно». О причинах отставки журналистам он не говорил и просил позвонить на следующий день, чтобы в случае увольнения, по его выражению, расписать все «в различных красках». Однако после голосования Вихарев отказался от интервью, сказав, что с этого момента является не вице-спикером, а рядовым сенатором. В приемной уволенного вице-спикера предупредили, что он, во всяком случае, сегодня на рабочем месте уже не появится.
Как уже сообщала «Газета.Ru», о снятии с должности вице-спикера было объявлено после вчерашнего заседания совета палаты. Выйдя к журналистам, спикер Миронов сообщил, что в среду собирается поставить на голосование вопрос о снятии с должности вице-спикера Андрея Вихарева.
Мотивы своего решения Миронов разъяснить категорически отказался. Причем с очень странным комментарием:
«Это решение принято мной лично, в соответствии с нормами регламента Совета федерации, и назначение на должность вице-спикеров, также как и снятие с этой должности, является прерогативой спикера Совета федерации» (по регламенту, уволить вице-спикера можно в том случае, если решение одобрит больше половины палаты, то есть минимум 90 сенаторов).
Поведение спикера кажется тем более удивительным, если вспомнить, как два с половиной года назад в Совете федерации происходил раздел четырех вице-спикерских постов. Не назначить первым вице-спикером Валерия Горегляда, которого самого прочили в председатели верхней палаты, а обычным заместителем Александра Торшина, Миронов просто не мог. Оба были активистами группы «Федерация», которые помогли администрации президента реформировать верхнюю палату, убрав оттуда губернаторов и сделав ее совершенно послушной. Третье кресло зампреда Совета федерации досталось бывшему президенту Якутии Михаилу Николаеву, и здесь Миронов опять-таки вряд ли имел право голоса. За несколько дней до назначения тот после долгой судебной тяжбы согласился добровольно снять свою кандидатуру с выборов якутского президента, так что пост политика федерального уровня был для Николаева своего рода компенсацией от Кремля.
Единственным вице-спикером, которого Миронов выбрал сам, был Вихарев. С ним будущий спикер подружился еще во время работы в Екатеринбурге.
Сенаторам Миронов представил Вихарева как своего хорошего знакомого, подающего, несмотря на молодость (он 1961 год рождения), большие надежды.
Спикера не смутили даже тесные связи Вихарева со скандально известным свердловским промышленником Павлом Федулевым, которого дважды арестовывали по обвинению в махинациях с акциями Качканарского горно-обогатительного комбината. В итоге он был освобожден под залог 5 млн руб. Именно Федулеву Вихарев был обязан местом в Совете федерации, куда его делегировала Курганская областная дума, в которую бизнесмен не только провел много своих людей, но и сам получил депутатский мандат.
Узнав во тоорник о своем предстоящем снятии с должности вице-спикера, сам Вихарев точно так же, как и спикер, предпочел сохранить подоплеку кадровой интриги в тайне.
— Я сегодня не буду об этом говорить, потому что связан корпоративным словом, обязательством, — заявил он «Газете.Ru». — Мы принимали решение работать в закрытом формате. Поэтому, пока мой вопрос на пленарном заседании не решится, это вообще никто не будет комментировать: ни Миронов, ни я.
— А вы заранее об этом знали?
— Слухи ходили уже давно, а я не верил. Видимо, журналистская братия стала очень профессиональной и прозорливой. Сегодня на совете палаты эти слухи действительно реализовались. Принято решение. Председатель внес предложение рассмотреть на завтрашнем заседании возможность моей замены. То есть я должен буду пересесть в зал и стать просто сенатором.
Так организованно скрытничать в руководстве Совета федерации могут только по одной причине: никаких перестановок там на самом деле не хотят, а их инициатором, как это уже не раз случалось, выступает Кремль. Тем более что в лице Вихарева, являющегося ставленником Миронова, он ничего не теряет. Это подтверждают анонимные источники в Совете федерации, которые признавались журналистам, что отставку Вихарева курирует замглавы президентской администрации Владислав Сурков. Для кого понадобилось освободить вице-спикерское кресло, пока загадка.
Возможно, в Кремле решили, чтобы одним из зампредов палаты стала женщина. Во всяком случае, пока называются только преемницы нынешнего вице-спикера: это глава комитета по социальной политике Валентина Петренко и вдова Анатолия Собчака Людмила Нарусова, которую в прошлом году в Совет федерации неожиданно делегировал великий хурал республики Тыва. Дальнейшее ее продвижение по службе может оказаться таким же непредсказуемым: ведь именно Собчаку обязан своей карьерой Владимир Путин. Сейчас Нарусова как раз там, куда на днях должен прибыть президент, – на 300-летии Санкт-Петербурга.
«Людмилы Борисовны еще долго не будет, — предупредили «Газету.Ru» в ее приемной. – Она не имеет к этой отставке никакого отношения. Нам никаких постов не предлагали».
Впрочем, в прессе назывались и другие возможные причины отставки Вихарева. Спикеру могло не понравиться желание его заместителя составить конкуренцию на выборах свердловскому губернатору Эдуарду Росселю или его непристойное поведение по отношению к коллегам-женщинам. Возможно, ситуация прояснится через две недели, когда будет объявлено имя преемника вице-спикера. К 11 июня Миронов пообещал внести его кандидатуру на обсуждение.