Претендентов на участие в конкурсе по продаже принадлежащих белорусскому государству акций АО «Гродно Азот», «Гродно Химволокно», «Нафтан» и «Полимир» в Фонде государственного имущества Белоруссии (ФГИ) ждали до вчерашнего вечера. Но так и не дождались. Многочисленные российские компании, еще в прошлом году наперебой уговаривавшие белорусские власти начать приватизацию нефтехимического комплекса, объвленный наконец конкурс попросту проигнорировали.
«Результаты нулевые… Хотя инвесторы и проявляли интерес к выставленным на торги активам. Сейчас пока рано говорить о том, что именно – завышенная цена, слишком жесткие условия инвестирования или что-то еще — стало причиной отсутствия официальных заявок. Об этом можно будет говорить только после рассмотрения вопроса конкурсной комиссией», — заявил «Газете.Ru» глава ФГИ Петр Лукьянов.
Какие компании присматривались к выставленным на торги пакетам, Петр Лукьянов не сказал, однако известно, что в разное время на белорусскую нефтехимию претендовали практически все крупные нефтяные и нефтехимические компании России. О своем желании приобрести НПЗ «Нафтан», способный ежегодно перерабатывать до 12 млн тонн нефти, заявляли руководители ЮКОСа и «ЛУКойла». Неоднократно наезжал в Минск, пытаясь склонить чашу весов в свою сторону, глава «Сургутнефтегаза» Владимир Богданов. «Сибур» и «Итера» внимательно присматривались к «Азоту» и «Полимиру».
Разом отказаться от прежних планов все российские компании могли только из-за принципиально невыгодных условий белорусской приватизации.
После объявления условий выяснилось, что власти Белоруссии все же отказались от предлагавшейся ранее идеи распродажи своего «фамильного серебра», как в Белоруссии называют унаследованные от СССР гиганты нефтехимии, мелкими пакетами по 10–15% акций. Такие пакеты никому уж точно не нужны.
Однако и передать в частные руки реальный контроль над предприятиями власти не решились, предложив покупателям приобрести крупные, но не контрольные пакеты – чуть больше 43% каждый. К тому же и цену за них заломили поистине гигантскую.
Оценив далеко не новый «Нафтан» в $1,1 млрд, организаторы конкурса запросили за 43,27% его акций $476 млн. За акции «Полимира» (43,19%) потребовали $311 млн, а за пакет «Гродно Азот» (43,08%) — $293 млн. К последнему в нагрузку приложили еще и 43,66% акций «Гродно Химволокно» за $71 млн. Ну а сверх платежей в бюджет инвесторов хотели обязать оплатить еще и развитие остающихся под контролем государства предприятий, вложив в «Азот» $71,5 млн, в «Химволокно» — $19,5 млн, в «Нафтан» — $246 млн и в «Полимир» — $61 млн.
Выяснилось, что за такие деньги белорусские заводы никому не нужны.
Наиболее реальный претендент на их скупку — глава «Сургутнефтегаза» Владимир Богданов — в итоге заявил, что ему будет дешевле построить новый НПЗ. Остальные решили в борьбу вовсе не ввязываться. Пресс-секретарь ТНК Владимир Бобылев заявил сегодня «Газете.Ru», что на данном этапе белорусская нефтехимия компанию не интересует. А в «Сибнефти» и «ЛУКойле» высказались в том духе, что отсутствие заявок само по себе характеризует отношение компаний к предложениям Белоруссии.
История с принадлежащим Белоруссии 10,8-процентным пакетом даже не НПЗ, а настоящей нефтяной компании «Славнефть», цену которого так и не удалось поднять выше стартовых $207 млн, Лукашенко ничему не научила.
Попыток торговать по заведомо завышенным ценам президент Белоруссии не оставил. «Если нам ниже предложат цену, мы не будем приватизировать эти предприятия... Ну, не заплатят нам хорошие деньги, мы и не будем торопиться их приватизировать… Я не скрываю, что я на этом настаиваю», — заявил Александр Лукашенко еще перед объявлением условий торгов. И получил то, что хотел.