Книга Ларри Вульфа «Изобретая Восточную Европу: Карта цивилизации в сознании эпохи Просвещения», увидевшая свет в издательстве «Новое литературное обозрение», относится к довольно любопытному жанру. Это историческое исследование, посвященное «воображаемой географии».
Говоря просто, работы этого направления исследуют то, каким видится людям окружающее пространство. Естественно, такие «ментальные карты» абсолютно разные даже у соседних народов. К примеру, Япония для большинства русских – самобытная высокоразвитая страна с древними культурными традициями. А для китайцев, большей частью – возомнившая о себе варварская культурная провинция. «Мы их, неблагодарных, с деревьев сняли, а они нос дерут».
Пионером жанра стал профессор Колумбийского университета Эдвард Саид, который в своей классической работе «Ориентализм» рассказал Европе о том, как она придумывала для себя Восток.
Книга рванула в научном мире подобно мешку к гексогеном, и последователи не заставили себя ждать — достаточно вспомнить работу Тодоровой о «воображаемой географии» Балкан.
О чем книга Вульфа, понятно из названия — «Изобретая Восточную Европу». Действительно, автор повествует о том, как в голове у западных европейцев формировался образ их восточных собратьев – русских, поляков, венгров, молдаван, чехов и т. д. Для этого он усерднейшим образом исследует посвященные этому региону книги, письма, путевые заметки европейцев XVIII столетия, от великого Вольтера до английского священника Уильяма Кокса.
Читать про себя всегда интересно донельзя, и одно это послужит катализатором рейтинга продаж. В сочетании с несомненным профессионализмом автора и стереоскопичностью рисуемой картины (каждая часть книги – новый угол зрения: «Воображая Восточную Европу», «Обладая Восточной Европой» и т. п.) это повод задуматься о походе в книжный магазин. Но никаких гарантий, что российскому читателю понравится живописуемый портрет его предков.
Практически все приводимые впечатления состоят из более или менее развернутого тезиса «Пфуй, от них портянками пахнет!» и советов переходить на носки и гетры. Восточные соседи для англичан и французов эпохи Просвещения – «бородатые младенцы», дикие татары, неумело прикидывающиеся европейцами. Не случайно в переписке с автором известный историк Александр Янов сетовал, что наш читатель вынесет из книги представление не о величии европейцев, а «об их спеси и тщеславии, высокомерном и сознательном искажении образа России».
Без брюзжания действительно не обойтись. Но отнюдь не по поводу «клеветников России». Основной недостаток книги – в отсутствии сравнительного анализа. Хронологические рамки книги ограничиваются XVIII столетием. Бесспорно, именно тогда Европа активно заинтересовалась тем, что творится за ее рубежами. Но, с одной стороны, сам термин «Восточная Европа» появился все-таки позже, в XIX веке, с другой – и прежде века Просвещения свидетельств о восточных землях хватало. Было бы весьма занятно, к примеру, отследить, как европейцы воспринимали Россию до петровских реформ и после пресловутых операций по прорубанию окна. Кроме того, на дикость и варварство европейцы сетовали и в Восточной Европе, и в азиатских странах, и в собственной провинции. Однако в чем специфика восприятия именно Восточной Европы – в книге практически не вычленено, выявления общего и особенного в описаниях чужого пространства мы там не найдем. Не обошлось и без издательских ляпов, по крайней мере писать на обложке «европейцы подразделяли свой континент на средиземноморский Север и балтийский Юг» явно не следовало.
Однако все эти придирки по большей части придирки. Действительно достойную книгу Ларри Вульфа следует прочесть хотя бы потому, что любой рассказ больше всего говорит о самом рассказчике. Глядишь, тогда и нерешаемая дилемма «Россия--Европа» понятней станет.