В ЦДХ открылась «Арх Москва» – одна из наиболее раскованных и престижных выставок, посвященных архитектуре и средовому дизайну. Девизом нынешнего мероприятия послужила фраза «Настоящее настоящее», столь же глубокомысленная, сколь и ничего не описывающая. Юные кураторы Кирилл Асс и Борис Бернаскони придают слогану, пожалуй, чрезмерное значение, вынуждая посетителей думать, что программа показов окрашена каким-то тематизмом. В действительности общей темы нет, структура экспозиции далека от совершенства, но здесь можно встретить немало любопытного. Эксперименты молодых кураторских дарований не стали для «Арх Москвы 2003» роковыми.
Выставка членится на множество зон, однако во избежание сумятицы выделим четыре основных: завирально-иронические фантазии начинающих, зрелых и даже покойных архитекторов (то самое «Настоящее настоящее», размещенное на антресоли ЦДХ), раздел «Арх Каталог», представляющий три десятка наимоднейших бюро и мастерских (фойе 2-го этажа), собственно, коммерческая зона и, наконец, импортные проекты под заголовком «Present Perfect.Заграница» (часть 3-го этажа).
Несмешные антресольные шутки – пожалуй, самое слабое звено на выставке, хотя им придавалось едва ли не идеологическое значение. Взять хотя бы программу «RUSS: Идентификация Российской Федерации».
Проект нового российского флага заключается всего лишь в оптическом смешении триколора, из чего вытекает грязный прямоугольник со всеми прелестями принтерной печати.
Про футуристический кабинет президента в виде позолоченной матрешки говорить и вовсе неловко. Твердая двойка, приходите через год. Блеснуть пробуют и другие юниоры, но амбиции чаще всего бегут впереди воображения… Позабавил маститый Александр Бродский с проектом «Живой уголок»: ряды мини-вольеров снабжены корытами с пищей и муляжами фекалий. По сути, очень точная зарисовка из пионерского детства, когда отвлеченная любовь к животным быстро наталкивалась на конкретное говно.
Гораздо благопристойнее дело обстоит в коммерческом разделе. Сюда стоит заглянуть хотя бы за тем, чтобы пронаблюдать, как мастерски создана атмосфера роскоши из бросовых материалов. Умельцам не откажешь в изобретательности: кто складывает стенд из упаковочного картона, кто из листовой стали, кто из пенобетонных блоков. Отливы хай-тека и уютные мещанские радости перемежаются романтическими причудами вроде такой: если у чугунной ванны выпилить боковую стенку, приделать ножки и накрыть пуховым одеялом, получается изысканный и даже респектабельный диван. Коммерческие проекты не претендуют на вечность, зато всеми силами норовят обратить на себя внимание. В этом есть определенное очарование.
А вот мастера «Арх Каталога» глубиною души нацелены на бессмертие, хотя не прочь подмигнуть и сегодняшнему дню. Они работают с реальными заказчиками, чей диктат стал притчей во языцех, и все же не могут скрыть от общественности свои творческие взлеты. Одновременно с представлением уже построенного (упомянем хотя бы вызывающе пышный дом «Патриарх» и криволинейный дом «Яйцо» мастерской Ткаченко) здесь демонстрируются проекты для недалекого будущего – от загородных подмосковных домиков до комплекса олимпийских сооружений в Пекине. Без юмора не обходится и тут: одним из экспонентов предложен к употреблению свежий термин Новрусрац (Новый русский рационализм). К «Каталогу» примыкает небольшой «зал славы» с работами лауреатов премии «Золотое сечение»; здесь же посредством компьютера можно познакомиться с ходом конкурса архитектурных сайтов «Стройплощадка.Ru».
Наконец, в заграничном отделе можно видеть произвольный микст.
Напоминают о себе крупные зодчие вроде француза Доминика Перро (он не оставляет надежды выиграть конкурс на новое здание Мариинки), архитектурные школы (красотой и остроумием решений городской среды выделяется Гарвардская школа дизайна) и целые страны, обычно не ассоциируемые с расцветом зодческой мысли (дайджест Колумбийской биеннале и обзор современной эстонской архитектуры).
По традиции на «Арх Москве» происходят сшибки профессиональных амбиций и оценок, но это подводная часть айсберга. Достоинством выставки по-прежнему остается привлекательность для широких слоев населения. Здесь можно не только поглазеть на причуды, но и извлечь для себя практическую пользу: ежедневно с 15 до 19 часов проводится акция «Жилье», в рамках которой опытные архитекторы дают бесплатные консультации по проблемам перепланировок и согласований. Правда, самим себе архитекторы могут помочь не всегда: до реализации доходит лишь малая часть из показанного на подобных выставках, но утешительно считать, что так куется будущее.