В понедельник в Мособлсуде должен был начаться процесс по делу российского наркосиндиката, который в течение нескольких лет переправил из Южной Америки в Европу несколько тонн кокаина, а в Африку из России — тонны сильнодействующего наркотика мандракса. Среди подсудимых — четверо наркоторговцев из подмосковных Мытищ: Вадим Лавренов, Михаил Сванидзе, Натик Бабаев и Владислав Долгий.
Однако в понедельник в суде оказались только трое из них. Как сообщил «Газете.Ru» пресс-секретарь суда Эльхан Садыхов, связано это с исчезновением одного из подсудимых. Владислав Долгий, который находится под подпиской о невыезде, бесследно исчез 17 апреля текущего года, когда судья должен был зачитать всем четверым подсудимым обвинительное заключение. Тогда заседание было отложено на неделю. В следующий раз, 22 апреля, Долгий вновь не появился в суде. В понедельник 28 апреля суд постановил доставить подсудимого на процесс в принудительном порядке. Однако в квартире, где проживает Долгий, никого не оказалось.
Следственные органы прокуратуры намереваются найти сбежавшего из-под подписки о невыезде в течение месяца. Следующую попытку зачитать всем четверым подсудимым обвинительное заключение суд предпримет 21 мая.
Как отметил пресс-секретарь суда Садыхов, процесс над членами преступной группы проходит в закрытом для прессы режиме. Такое решение принял суд по просьбе адвокатов и представителей прокуратуры. Процесс должен был начаться около года назад, но по разным причинам он все время откладывался.
Все четверо подсудимых обвиняются в контрабанде и сбыте наркотиков, а также в организации преступного сообщества. Дело организатора группы наркоторговцев 36-летнего Вадима Петрова выделено в отдельное производство и пока еще не передано в суд. Еще один участник преступной группировки — Олег Титов находится в международном розыске.
Как рассказали «Газете.Ru» в Главном управлении по борьбе с незаконным оборотом наркотиков МВД РФ, наркосиндикат Петрова был ликвидирован в июне 2000 года. Тогда во время обысков на базах наркодилеров в подмосковных Химках и Мытищах оперативники конфисковали 64-килограммовую партию кокаина и 3-тонный груз синтетического наркотика мандракс общей стоимостью около $60 млн.
За все время работы следователям так и не удалось установить, когда наркогруппировка начала свою деятельность. Известно, правда, что Вадим Петров, ставший, по словам оперативников ГУБНОН, лидером группы, появился в Москве еще в 1994 году. Тогда 28-летний выходец из Тбилиси открыл несколько мелких магазинчиков в районе ВДНХ. Примерно в это же время в столице Петров встретил своих старых друзей по Тбилиси – Михаила Сванидзе и Вадима Лавренова (сына, кстати, одного из бывших руководителей «Норильского никеля»). По мнению следователей, именно тогда было принято решение сколотить преступную группу. Вскоре к компании присоединились два приятеля Лавренова — Олег Титов и Владислав Долгий, а потом приятель Сванидзе Натик Бабаев.
Шестерка зарегистрировала в столице несколько фиктивных фирм, занимающихся разработкой интернет-программ. При этом некоторые из членов группы работали менеджерами в настоящих компаниях. Сам Вадим Петров благодаря коммуникабельности и родственным связям стал директором двух телекоммуникационных компаний — P&P Holding и ЗАО «Москол». Помимо этого Петров стал акционером международного концерна Monacall со штаб-квартирой в Монако, а также вошел в совет директоров банка «Финансовая инициатива». Из всех фирм, созданных Петровым, реально работала только Monacall.
Благодаря имиджу преуспевающего бизнесмена Петрову удалось познакомиться с некоторыми звездами эстрады и политиками. В декабре 1999 года он даже решил стать депутатом Госдумы третьего созыва и был внесен в предвыборный список избирательного блока «Отечество – Вся Россия». Однако в Думу его так и не избрали. Интересно, что Петров в своих данных о доходах написал, что не владеет в Москве ни квартирой, ни машиной, не имеет земельного участка, работает в одной фирме ЗАО «Москол», а его ежегодный доход составляет всего 30 тыс. рублей. В это время, по данным МВД, Петрову принадлежала двухэтажная квартира на Большой Молчановке стоимостью около $2 млн. В Испании он владел виллой — там жили его родители. Кроме того, во Франции ему принадлежал замок, купленный за $8 млн, а на франко-голландском острове Сен-Мартен в Карибском море, по данным МВД, Петрову принадлежала недвижимость на сумму около $500 млн. В Монако, где Петров работал на фирме Monacall, «бездомный» кандидат в депутаты Госдумы РФ снимал несколько квартир.
Деньги, по мнению следствия, группа Вадима Петрова зарабатывала производством и контрабандой наркотиков.
Так, все шестеро членов группы занимались изготовлением и оптовой продажей мандракса. По данным следствия, одна из крупнейших партий наркотиков появилась у них в начале 1997 года. Тогда из Китая «предприниматели» привезли 9 тонн успокоительного препарата метаквалона и 3 тонны димедрола. Из них преступники получили синтетический психотропный препарат, схожий по действию с героином, — мандракс.
Основные перевалочные пункты, где хранились наркотики, бандиты устроили на складах в Мытищах и Химках. Там же находилась и лаборатория по производству и расфасовке наркотика, откуда через подставные фирмы поставлялась в Европу и Африку.
Первую крупную партию мандракса члены группы отправили в июне 1998 года. Тогда в адрес одной из румынских фирм из России уехал трейлер с грузом отечественных автопокрышек. В них было спрятано 400 кг таблеток мандракса (на «черном» рынке они шли не дешевле $10 за штуку). В феврале 1999 года та же фирма отправила в Мозамбик 15 тонн российской калиевой селитры, в которой было спрятано 3 тонны мандракса. Подобную операцию контрабандисты повторили еще и в марте 2000 года, отправив 3 тонны наркотика в Малайзию.
С начала 1999 года группа Петрова подключилась к торговле кокаином, посредничая при переправке наркотика из Колумбии и Перу в Великобританию.
В Москву южноамериканский кокаин поступал под видом товаров, закупаемых подставными фирмами. В общей сложности, по данным следствия, с 1998-го по 2000 год группа Петрова сумела провести как минимум четыре международные поставки кокаина и мандракса, и сейчас ее членам инкриминируется более 30 преступных эпизодов.
У российских спецслужб не было данных о деятельности «предпринимателей» до мая 2000 года, когда во время плановой таможенной проверки в морском порту Майами сотрудники таможенной службы США не вскрыли контейнер со станком для изготовления пластмассовых форм. Когда таможенники просверлили отверстие в станке, оттуда посыпался кокаин. Американский Департамент по борьбе с наркобизнесом (DEA) сообщил о задержанной партии в Главное управление по борьбе с наркобизнесом (ГУБНОН) МВД России. Установив наблюдение, груз отпустили, и 13 мая наркотик прибыл в аэропорт Шереметьево-2, откуда члены группы отправили его на базу в Химках.
Установив за наркоторговцами слежку, сотрудникам ГУБНОН удалось вычислить всех членов группы. Уже через месяц, 12 июня 2000 года, в своих квартирах в Москве были арестованы принимавшие груз из Колумбии Лавренов, Бабаев и Сванидзе. На складе в Химках, арендованном подставной фирмой «Каскад», сыщики также обнаружили кокаин.
Владислава Долгого задержали через два месяца в Таганроге. Узнавшего об аресте подчиненных Вадима Петрова российские сыщики нашли только через год в Монако, где он рассчитывал скрыться. В декабре 2001 года Петров был экстрадирован в Москву. В международном розыске продолжает находиться Олег Титов, однако сыщики считают его арест делом времени. Не сомневаются они и в том, что скоро будет найден исчезнувший Долгий.
Наркоторговцам грозит не менее 20 лет лишения свободы.