С начала этого года в Управление по борьбе с экономическими преступлениями (УБЭП) стали поступать сигналы от граждан о том, что с их банковских счетов исчезают крупные суммы денег. Как установили правоохранительные органы, во всех случаях пострадавшие пользовались одними и теми же банкоматами в центре города. За большинством из них было организовано круглосуточное наблюдение. Оперативники обратили внимание на молодого человека, который подошел к банкомату и прикрепил к нему странный прибор. Через несколько часов он вернулся и снял по кредитной карте (поддельной, как выяснилось) $3 тыс. Тогда же он был задержан. Молодого человека зовут Алексей Меньшов, он студент третьего курса Московского автодорожного института.
Как рассказали «Газете.Ru» в УБЭП, устройство, с помощью которого из банкоматов исчезли $700 тыс., представляет собой модель гнезда банкомата, только чуть меньших размеров. Оно по форме выглядит настолько точной копией «щели для карты», что в течение четырех месяцев ни один из пострадавших не заметил подделки. Это же устройство считывало параметры карты. По словам сотрудницы пресс-службы УБЭПа столицы Ирины Волк, памяти хватало на 200–300 карт.
Кроме того, сбоку банкомата крепилась видеокамера размером в несколько миллиметров, которая записывала пин-код. Сами карты изготавливались из обычной пластмассы, на которую клеилась магнитная полоса и наносился записанный номер счета и код.
Задержанный Меньшов сразу признал, что обнаруженная в кармане его куртки кредитная карта – поддельная. Но он, судя по всему, отвечал непосредственно за последний этап «операции» — снятие денег с банкомата. А генераторами идеи стали два его друга — Юрий Казаков и Сергей Левицкий. Один из них является кандидатом технических наук, второй имеет экономическое образование. Оба они также задержаны: мошенники втроем снимали в столице квартиру. Удивляет легкость, с какой они признали свою вину. В УБЭПе цитируют слова одного из молодых людей, произнесенные при задержании: «Мы изобрели такую штучку и решили попробовать».
Оборудование, которое нашли оперативники, уникально: на нем за несколько часов можно изготовить сотни поддельных карт. Так, у правоохранительных органов появилась другая версия (помимо творческой мысли мошенников) — техника попала в Москву конрабандным путем. По оценкам специалистов, прибор может стоить $300 тыс. Этот вариант серьезно рассматривается еще и потому, что
не так давно сведения о подобного рода мошенничествах поступали из Франции и Германии.
И здесь УБЭП идет еще дальше. По словам руководителя пресс-службы этого подразделения ГУВД Филиппа Золотницкого, «есть основания подозревать студентов в легализации денежных средств, добытых незаконным путем». Сейчас УБЭП устанавливает причастность мошенничеств к каким-либо финансовым институтам.
Как бы то ни было, но держателям карт, можно сказать, повезло. Во-первых, потому, что преступление раскрыто, во-вторых, потому, что большая часть украденных денег жива. Как сообщили «Газете.Ru» в УБЭП, 55% из снятых мошенниками $700 тыс. они потратить не успели. Так что половина украденных денег пострадавшим будет возвращена. Какие банки и в каком количестве оказались невольно участниками преступления, не раскрывается в интересах следствия.
А вообще «карточные» кражи тем и страшны, что много пострадавших и участников преступления, так что вернуть деньги удается далеко не всегда.
В России положение усугубляется тем, что в законе ни за платежными системами, ни за банками не закреплена ответственность за потери клиента в случае мошенничества .
Бывает, что ответственный за деньги в случае мошенничества прописан в договоре между владельцем карты и банком. И банк обычно идет навстречу клиенту, если его счет по непонятным причинам худеет, но только если клиент докажет, что сам он к этому не имеет отношения. А это не так-то просто. В противном случае приходится судиться и тоже часто без успеха. Если в договоре нет пункта об ответственности банка за мошенничество, про деньги вообще можно забыть.