В небольшом актовом зале Гнесинского училища в четверг был супераншлаг – люди стояли в проходах, сидели по двое на одном стуле, висели друг у друга на головах.
Дмитрий Вдовин, вокальный педагог, проводил здесь свой классный вечер.
Сорокалетний Дмитрий Вдовин работает в училище имени Гнесиных семь лет – учит будущих оперных певцов. Это, в сущности, очень небольшой срок – настоящий музыкант учится лет десять, в среднем и высшем учебном заведении, затем в аспирантуре. Блистательные результаты этой деятельности начали проявляться только сейчас.
Параллельно Вдовин работает в Хоровой академии Попова, там он тоже готовит будущих звезд оперной сцены. Его ученики – и из Хоровой академии, и из Гнесинки уже выступают на сценах московских театров, Новой оперы и Геликона. Поразительно, но студенты, без настоящего опыта сценической и концертной работы и с очевидными ученическими недостатками, стали настоящей сенсацией на затхлой московской оперной сцене. Надо же, певцы не фальшивят, голоса не вибрируют на всех нотах, есть какая-то интонация! Можно говорить об интерпретации и образе, а не о халтуре и недоученных или, наоборот, запетых партиях!
Классный вечер Дмитрия Вдовина, на котором выступили его студенты и из училища, и из академии, был совершенно необыкновенным зрелищем. Внешне от любого другого классного вечера он почти не отличался – присутствовали мамы, друзья и возлюбленные студентов и почетные гости – знаменитые в прошлом певцы Павел Лисициан и Зара Долуханова. О каждом из выходящих на сцену учеников Вдовин рассказывал пару слов, отмечал его творческие и жизненные успехи и незначительные недостатки…
Отличало только потрясающее качество студентов. Четыре-пять настоящих звезд в возрасте от двадцати одного до двадцати пяти лет, двое из которых не закончили еще среднего музыкального образования – картина сама по себе невероятная. Остальные юноши и барышни, в возрасте от шестнадцати до двадцати пяти лет, тоже поразили – необыкновенными голосами, огромной проделанной работой, артистизмом и необычайной музыкальной культурой – тем, чего на нашей оперной сцене и вокруг нее можно обыскаться.
На концерте не было ни одного слабого номера. Публика, изначально очень благожелательно настроенная, заходилась в истерике.
По-настоящему удивили фавориты. Это два тенора: Дмитрий Корчак, аспирант хоровой академии, певший в Новой опере и с «Виртуозами Москвы», и Максим Миронов, студент третьего курса училища, последняя сенсация «Геликон-Оперы». Кроме того, баритон Олесь Парицкий – тоже дебютировавший в главной роли в «Геликоне» в роли Ивана-Королевича в опере Римского-Корсакова «Кащей Бессмертный», необыкновенно артистичный, с великолепным, богатым голосом. Сопрано Екатерина Сюрина, Снегурочка из Новой оперы, с сильным и гибким голосом, узкоглазая красавица к тому же. Ну и на закуску совсем уж неправдоподобный бас Николай Диденко – огромный, как полагается басу, с великолепным диапазоном и умением не то что сыграть, а прожить всю арию от начала до конца. На классном вечере он спел, в частности, арию Гремина из оперы Чайковского «Евгений Онегин» — так вот, такого Гремина много лет уже не было на нашей сцене. В Новой опере Диденко пел Сальери в опере Римского-Корсакова..
На их фоне другие студенты требовали, конечно, определенного снисхождения, хотя на самом деле их успехи на первом-втором году обучения невероятны и невозможны. Сопрано Ольга Комар, бас Михаил Миллер, баритон Максим Кащенко – вот те имена, которые хотя еще не известны широкой публике, как тот же Макс Миронов, побывавший уже пару раз в телевизоре, на обложках журналов и собравший довольно обширную прессу, но скоро обязательно прогремят.
Впрочем, ненадолго.
Российская опера находится в глубочайшем кризисе. Приличные певцы могут воспринимать ее только как трамплин на пути за границу. Причины тому – чудовищно, невозможно низкие заработки, директора оперных домов, которые относятся к молодым певцам как к рабам, которым оказывается великое благодеяние выйти на крошечные неудобные сцены. За нашумевшую премьеру «Петра Великого» в «Геликон Опере» Бертман еще не заплатил своим певцам, и, судя по всему, не собирается. Зато сейчас они едут в Питер на бесплатные гастроли. Мало того, даже на дату классного вечера своего главного поставщика кадров он назначил празднование тринадцатилетнего юбилея «Геликона», попытавшись обязать Парицкого и Миронова выступить у себя, а не у их педагога-руководителя – при том, что был за несколько месяцев предупрежден и приглашен, разумеется.
Что же касается Большого театра, то там традиционно поют только самые испытанные и заслуженные певцы. Прорываться туда практически никто и не пытается, тем более что и престиж заведения не так велик, как хотелось бы от главного оперного театра страны.
Пикантная подробность: певцы стараются уехать сразу после окончания училища - многих из них сразу после выпускного ждет военкомат.
В результате единственное, что остается молодым певцам, – отыскивать деньги на международные конкурсы, выигрывать их, отправляться на стажировки в Метрополитен Опера, в Милан и другие места такого же уровня – и там оставаться.
Бывший студент Вдовина баритон Родион Погосов сейчас как раз стажируется в Нью-Йорке. Екатерина Сюрина недавно вернулась с конкурса в Монте-Карло и, вероятно, скоро опять покинет пределы нашей страны. Остальным тоже петь на русских сценах максимум пару лет. Нам остается только ловить момент.