Нечасто порождая поп-шедевры, никогда не опускаясь ниже достойного истинного джентльмена уровня, островной кинематограф подчеркнуто держится сам по себе. География совпадает со стилем – сдавленные Голливудом и агрессивным французским кинопроизводством, британцы хранят невозмутимость, уверенные, что подлинный центр мира находится на набережной Темзы. При усилиях, которые предпринимает Британский совет, сочиняя программу уже четвертого кинофестиваля, противиться их убежденности трудно
Проходя параллельно в Москве и Питере, в обеих столицах фестиваль откроется картиной Питера Муллана «Сестры Магдалены» — душераздирающей истории трех ирландских девушек, угодивших в костлявые лапы католических монашек. Попав за различные прегрешения в приют святой Магдалены, девушки должны усердно спасать свои души каторжной работой в прачечной.
Картина вызвала живой отклик Ватикана, пришедшего в раздражение от картин богоугодных застенков
.
Хотя действие происходит в 60-е годы, последнее исправительно-трудовое заведение Господа Бога было закрыто только в середине 90-х. Таким образом, кино получилось весьма социальное. Не случайно Муллан работал в качестве актера с живым классиком жанра Кеном Лоучем и даже получил приз в Каннах как лучший актер в его картине «Меня зовет Джо». Теперь он прибавил к нему и «Золотого льва» за «Сестер…».
Сам мэтр Лоуч так же представлен в программе с фильмом «Незабываемые шестнадцать» — невеселой историй шестнадцатилетнего парня. Мама — в тюрьме, отчим — настоящий гоблин, сестренка тоже не сахар. Чтобы решить семейные проблемы, парень пытается торговать наркотиками. После чего получает проблемы с мафией и еще целый ворох неприятностей. Впрочем, Лоуч всегда с такой симпатией относится к своим героем, что мягкосердечно вытаскивает парнишку из всех неурядиц.
Главным поставщиком недорогого веселья в этом году является Гуриндер Чадха со «Сделай как Бекхэм» — продолжением эксплуатации иммигрантской темы, начатой в комедии «Восток есть восток».
Молодая индианка из лондонского Ист-Энда желает играть в футбол – это в Англии, родине скинов и футбольных погромщиков.
Ее принимают в женскую полупрофесиональную команду, но ее родители, разумеется, и слышать не хотят о футболе. Налицо конфликт культур и поколений. Несмотря на свою вторичность, комедия сделала впечатляющие сборы в Британии и Европе.
Все это фильмы, от которых понятно что ожидать. Интригу создают картины менее громкие и менее очевидные. «Трагедия мстителя» старого панка Алекса Кокса адаптирует кровавую пьесу XVII века к современности – герой приезжает в Ливерпуль, чтобы отомстить старому врагу, могущественному медиамагнату. Внедрившись в его окружение, он провоцирует серию кровавых разборок, плетет интриги и приводит злодея к катастрофе. Зная свирепый и веселый нрав Кокса, можно ждать занятной истории.
Также стоит потратить время на Майка Фиггиса. Режиссер вполне традиционной драмы «Покидая Лас-Вегас» в какой-то момент испытал приступ ненависти к мейнстриму, пустился в эксперименты и сделал гениальный «Отель». Фиггису удалось не только затащить на съемочную площадку Риса Айфанса, Сельму Хайек и Орнеллу Мутти, но и заставить их сниматься в безумной полиэкранной истории про отель в Венеции, где происходят самые странные и зловещие события.
История успешного писателя, отправившегося на свою голову исследовать лондонское дно в «Принципах страсти» Пенни Вуллока и суровые приключения британской леди на испанском побережье в «Морверн Каллар», также заслуживают внимания: чего от них ждать — в точности неизвестно. Грязное лондонское дно – это всегда приятно, к тому же после этой картины Вуллока держат за главную надежду британского кино. А главную роль в «Морверн Каллар» сыграла гипнотическая девушка Саманта Мортон, игравшая в «Особом мнении» и изрядно прибавившая этой ленте обаяния.