По словам Майерса, лагерь принадлежал курдской группировке «Ансар-аль-ислам», которая, по мнению американских властей, связана с международной террористической сетью «Аль-Каида» (организация запрещена в России). Как заявил Майерс в эфире CNN, территория лагеря использовалась в качестве тренировочной базы, а в постройках неподалеку боевики производили отравляющие вещества, в том числе рицин. Первичный осмотр лагеря подразделениями войск радиационной и химической защиты войск США не выявил наличия в нем ОМП, но поиск следов, в частности, рицина будет продолжен в самом лагере и его окрестностях. Активно работать в этом районе соответствующие подразделения будут не меньше недели.
Майерс сообщил, что территория лагеря изрезана многочисленными подземными туннелями, которые только предстоит обследовать. Пока на базе найдены только тела убитых боевиков (число трупов не сообщается), не похожих, по словам генерала, ни на иракцев, ни на иранцев. Генерал затруднился описать их внешность, выдвинув, однако, гипотезу о том, что это могли быть боевики «Аль-Каиды». Как Майерсу удается отличать иракцев от международных террористов, так и осталось неясным.
По данным США, именно на северо-востоке Ирака расположены лаборатории по производству ОМП, и обнаруженная база – одна из них.
«Здесь проходила подготовка людей, и именно отсюда произведенные яды расходились по Европе. Мы полагаем, что, вероятно, появившийся в Лондоне рицин синтезирован в этих лабораториях», – заявил генерал Майерс.
Скорее всего, он имел в виду январский инцидент, когда в одной из частных квартир на окраине Лондона был найден склад рицина. Последний случай обнаружения этого яда в Европе произошел недавно в Париже – полицейские нашли несколько ампул рицина в одной из камер хранения на Лионском вокзале.
Как рассказал «Газете.Ru» эксперт по химическому разоружению Кирилл Шелученко, рицин производится из шелухи семян клещевины (из самих семян выжимают касторовое масло) путем обработки кислотой. Это токсин сложно использовать для ведения широкомасштабных военных операций, но для проведения диверсий он подходит идеально. По словам Шелученко, выяснить, действительно ли на обнаруженной американцами базе производится рицин, смогут только независимые эксперты.
Весьма сомнительными утверждения Майерса о якобы найденной лаборатории по производству ОМП делает и откровенный дефицит информации. Как заявил Шелученко, чтобы обвинять Саддама Хусейна в производстве химоружия, нужно знать, было ли об этом лагере известно правительству Ирака.
Рицин, и это хорошо известно специалистам, можно изготовить в любой квартире, и это совсем не значит, что за подобные действия должно нести ответственность руководство целой страны.
Между тем обнаруженный лагерь – как раз то обоснование военных действий, которого так не хватает США. Судя по всему, американцев не смущает тот факт, что следов рицина до сих пор не обнаружено. Замечание Майерса о том, что, прежде чем войти в лагерь, союзники несколько дней целенаправленно бомбили его, лишь на первый взгляд кажется незначительным. На самом деле, если в лагере и спустя неделю ничего не найдут, генерал может с полной уверенностью заявить, что все следы химоружия были уничтожены в результате бомбардировок.
Мало того, никаких логических нестыковок Майерс не видит и в том, что сама база находится на территории, неподконтрольной Саддаму Хусейну, и принадлежит, по словам самого же генерала, курдской группировке.
Есть все основания полагать, что никто так и не узнает о результатах тщательных поисков рицина на базе группировки «Ансар-аль-ислам». Напомним, менее суток назад войска коалиции объявили о якобы захваченном ими в городе Эн-Насирия складе химического оружия с отравляющими веществами нервно-паралитического действия и оборудованием для химических атак. Однако, как заявил днем 31 марта бригадный генерал Винсент Брукс, никакого химического оружия в Эн-Насирии на самом деле пока не найдено. На одном из военных складов найдено большое количество костюмов химзащиты и оборудование для дезактивации. То есть средств защиты от применения химоружия.