Несколько дней назад представитель антииракской коалиции дал довольно странный ответ на вопрос, удалось ли американским войскам найти в Ираке свидетельства производства оружия массового поражения. Американский военный заявил: «Нет, не нашли, но обязательно найдем». Многочисленные заявления Белого дома о производстве и накоплении Ираком химического оружия не оставляют войскам коалиции другого выбора – оружие массового поражения должно быть найдено, и оно будет «найдено». Иначе вся военная операция потеряет свой первоначальный смысл и идеологическое обоснование. Ведь США и Великобритания вошли в Ирак с целью ликвидировать имеющееся у него оружие массового поражения.
Наиболее показательным примером нарушения международных соглашений было бы использование Ираком оружия массового поражения против войск коалиции. Однако иракская армия не применяет ни химическое, ни биологическое оружие в ходе боев. Да и американские солдаты, не так давно позировавшие в костюмах химической защиты на границе Кувейта, не используют в боях на территории Ирака даже противогазы. Это выглядит странно, так как тактическое применение химического оружия может быть очень неожиданным и крайне опасным. Видимо, на поле боя не до пиар-акций.
Скорее всего, американцы «найдут» доказательства запрещенной деятельности там, где не ступала нога инспекторов ООН.
Это, по всей видимости, будет не относящееся к химии производство, где в «нечеловеческих» условиях трудились над созданием химического оружия политзаключенные. Вовремя «найденные» запасы химического оружия будут показательно, но очень оперативно уничтожены. Разумеется, ни о какой международной экспертизе отравляющих веществ не будет и речи. Общее количество отравляющего вещества на таком объекте не будет превышать нескольких тонн, так как большее количество за один раз уничтожить затруднительно, а затягивание процесса уничтожения грозит вмешательством тех же инспекторов ООН, которые захотят удостовериться в подлинности находки.
На роль химического оружия, которое будет обнаружено американскими войсками, претендуют несколько отравляющих веществ. Ирак в разное время производил иприт, табун, зарин, циклозарин и VХ. Также нельзя сбрасывать со счетов и рицин, как наиболее легкий в получении продукт. Что именно из этих веществ будет обнаружено в Ираке войсками союзников, гадать бессмысленно, но наиболее сложны в производстве, а значит, и в его фальсификации циклозарин и газ VХ. Поиском средств доставки отравляющего вещества, снарядов или авиационных бомб американцы, скорее всего, заниматься не будут, так как значительно проще объявить о том, что ОМУ производилось в террористических целях.
Это объяснит, почему найденное химоружие не применялось армией Ирака в ходе боевых действий с силами союзников.
Не исключено также, что факт существования этого производства подтвердят какие-нибудь беглые иракские химики или те, кого американцам удастся захватить в ходе нынешней военной операции.
Очевидно, что если США решатся на фальсификацию, то завод по производству ОМУ или склад его хранения будет найден на территориях, подконтрольных силам коалиции. Причем эта территория должна будет уже достаточно долгое время находиться под их контролем, так как за одни день невозможно убедительно сфальсифицировать производство ОМУ. Современными методами анализа можно установить, каким способом и с помощью какого оборудования был произведен тот или иной химикат. Американцы это отлично знают и попытаются сделать все, чтобы либо обмануть возможную независимую экспертизу, либо вообще не допустить ее проведения.
Напомню, что все исходные продукты, пригодные для получения боевых отравляющих веществ, отслеживались специалистами ООН и американской разведкой по всему миру с целью недопущения их поставок в Ирак. Поэтому было бы разумно предположить, что предприятие по производству ОМУ в Ираке будет полностью разрушено ракетно-бомбовыми ударами. Установить после этого, производилось ли именно там химическое или биологическое оружие и если производилось, то как давно, будет очень непросто.
Еще проще сфальсифицировать производство в Ираке биологического оружия. Вырастить культуру вполне можно в США и потом доставить ее в Ирак.
А если американцы владеют образцами российских культур и воспользуются ими (в частности, штаммами сибирской язвы, а они, скорее всего, ими владеют), то обвинение в распространении оружия массового поражения нависнет и над Россией. Ей придется доказывать, что Ирак получил эти образцы нелегальным образом, придется проводить соответствующее расследование, вскрывать определенные детали проводившихся в СССР работ по созданию биологического оружия. С учетом настойчивых обвинений со стороны Вашингтона в адрес российских предприятий, якобы поставлявших в Ирак оружие в обход санкций СБ ООН, исключать такой сценарий развития событий нельзя.
Еще силы англо-американского альянса могут вспомнить о докладе Колина Пауэлла на встрече министров иностранных дел в Совбезе ООН. Он несколько раз говорил о мобильных лабораториях, смонтированных в кузовах грузовых машин. В таких передвижных цехах теоретически возможно наработать до тонны биологического оружия.
Располагает режим Саддама Хусейна мобильными мощностями по производству биологического оружия или нет, никому не известно. С уверенностью можно говорить только о том, что за время инспекций таких лабораторий обнаружено не было.
Все отлично понимают желание США предъявить миру вещественные доказательства производства Ираком оружия массового поражения, но, как было четко сказано в докладах главы ЮНМОВИК Ханса Бликса, за время работы инспекторов ООН в Ираке не было обнаружено никаких доказательств того, что в стране велись в последние годы работы в области химического и биологического оружия. Очевидно, что если такие доказательства будут найдены, то Совбез ООН потребует проведения проверки найденных веществ и оборудования своими инспекторами. Если США хотели бы легитимизировать вторжение в Ирак, они были бы заинтересованы в сотрудничестве с ООН в случае обнаружения у Хусейна запрещенного оружия. Однако последние заявления Колина Пауэлла о том, что ООН будет исключена из процесса послевоенного устройства Ирака, свидетельствуют о намерении США реализовать наиболее радикальный сценарий обнаружения ОМУ – без допуска к его образцам инспектором ЮНМОВИК. А это, в свою очередь, будет означать только одно – доказательства наличия у Ирака химоружия будут сфальсифицированы.
Конечно же, сценарий будет совершенно другим, если американцам удастся найти доказательства того, что в Ираке действительно велись работы в области оружия массового поражения; тогда и инспекторов ООН к образцам оружия допустят, и само его уничтожение не будет поспешным. Однако вероятность такого развития событий очень невелика. Ведь те же инспекторы ООН использовали в своей работе в Ираке оперативные сводки ЦРУ, пытаясь найти хоть что-то, что доказало бы нарушение Багдадом резолюции 1441 СБ ООН, но ни одна из наводок американской разведки не была подтверждена.