В среду российский министр иностранных дел Игорь Иванов вновь заявил, что «пока никакие аргументы в пользу передачи Россией (в нарушение санкционных режимов) военного снаряжения Ираку не подтвердились». Американский посол в России в ответ заявил, что «не исключает возможности введения санкций против отдельных предприятий».
Но российским оружейникам беспокоиться не о чем.
Соединенным Штатам будет очень трудно ввести какие-то новые санкции — ведь против всех российских предприятий они уже действуют.
Дело в том, что согласно принятой в 2000 году так называемой поправке Гилмэна о секретных санкциях против субъектов, оказывающих помощь недружественным режимам, санкции могут действовать без объявления о них широкой общественности. Так что единственное, что может произойти, — запрет на сотрудничество станет официальным.
Между тем война в Ираке даже на руку российской оборонной промышленности. Уже сейчас многие руководители предприятий ВПК ожидают роста количества заказов. Правда, при этом просят на них не ссылаться.
Война в Ираке стала настоящей рекламной площадкой для российского оружия.
Об этом заявил и посол Ирака в России Аббас Халаф: «Если иракская армия добивается успехов над американской военной машиной, воюя старым советским оружием, то что может быть лучшей рекламой нынешнего российского вооружения!».
Действительно, приборы от «Авиаконверсии», которые, по мнению американцев, очень мешают крылатым ракетам и бомбам попадать в цель, сейчас популярны как никогда. Директор предприятия Олег Антонов рассказал, что у «Авиаконверсии» «огромное количество заказов, и американские санкции нам никак не помешают. Сами американцы у нас покупали эти приборы, но если они перестанут их покупать, на бизнесе это не отразится».
Руководитель группы советников «Рособоронэкспорта» Игорь Белоусов, выступая на заседании круглого стола, посвященном реформированию и перспективам инновационного развития оборонно-промышленного комплекса, заявил, что «Россия сегодня вышла на уровень поставки техники в пределах 12–15% от общемирового» и «что впервые за последние семь лет в 2002 году уровень экспортных поставок техники достиг $4,8 млрд». По мнению Белоусова, есть перспективы для роста экспорта вооружений и в этом году. Уже сейчас, как сообщили «Газете.Ru» в пресс-службе «Рособоронэкспорта», заключен ряд выгодных контрактов.
Не исключено, что в структуре российского экспорта вооружений произойдут некоторые изменения, спровоцированные разбором результатов войны в Ираке. Многие страны, ранее приобретавшие в России системы ПВО, захотят модернизировать их и приобрести новые. На фоне краха тактики бесконтактной авиавойны можно ожидать роста популярности российских танков и бронетехники. К тому же нападение коалиционных войск на Ирак, вероятно, приведет к изменению режима санкций ООН против ряда потенциальных покупателей российского оружия. А желающих усилить свою военную мощь после того, как заговорили о крахе механизмов ООН, будет хоть отбавляй.