Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Чеченцы решили последнюю проблему Путина

После успешного завершения референдума в Чечне стало понятно, зачем Владимир Путин дал накануне так много обещаний чеченцам. «Мы закрыли последнюю серьезную проблему, связанную с территориальной целостностью России», — сказал президент утром в понедельник после подведения результатов волеизъявления чеченцев. При этом он ни словом не обмолвился о прекращении зачисток и амнистии боевикам.

Весь день продолжают поступать восторженные отклики на результаты, объявленные главой чеченского избиркома Абдул-Керимом Арсахановым: после обработки 61% бюллетеней стало ясно, что за проект конституции проголосовали 95,93% избирателей при явке больше 80%. Почти все повторяют фразу, произнесенную вчера Ахмадом Кадыровым: «Это превышает все наши самые оптимистичные ожидания». «Такой активности, энтузиазма, по-настоящему праздничной атмосферы мы не ожидали», — признался федеральный министр по делам Чечни Станислав Ильясов. «Результаты превзошли самые оптимистические ожидания», — заявил помощник президента Сергей Ястржембский, который с риском для жизни ездил в Грозный заниматься агитацией. «Меня поразило, как много людей шло на участки для голосования и с какой надеждой они опускали бюллетени», — сказала Элла Памфилова, глава президентской комиссии по правам человека. «После референдума большая часть боевиков захочет выйти из леса», — сказал Виктор Казанцев, полпред президента, много сделавший для покорения Чечни.

Не остался в стороне и сам президент. Владимир Путин сказал то же самое, что и его подчиненные: «Результаты этого референдума ожидались как положительные, но превзошли самые оптимистические наши ожидания». Но Путин не вспомнил о проблемах чеченцев, о которых говорил до референдума — зачистки, поборы на блокпостах, компенсации за разбомбленные дома, амнистия для тех, кто ушел в леса.

Президент поблагодарил чеченцев за то, что с их помощью решил свои проблемы.

«Главный итог референдума, — сказал президент на заседании с членами правительства, — заключается в том, что мы закрыли последнюю серьезную проблему, связанную с территориальной целостностью России». Расправившись с угрозой сепаратизма, глава государства заодно получил еще один аргумент в споре с западными критиками, призывающими к политическим переговорам с Асланом Масхадовым: «Все, кто до сих пор не сложил оружия, с этого момента борются не только за свои ложные идеалы, а напрямую со своим народом».

Конечно, в устах российского президента выражение «ложные идеалы» звучит почти примиренчески, однако при этом он не произнес слово «амнистия», а ведь многие чеченцы надеялись, что после успешного завершения референдума Путин продолжит этот разговор и разрешат части боевиков вернуться к мирной жизни. Об обещаниях президента сегодня вспомнил только его полпред Казанцев, рассказавший о желании боевиков выйти из леса. Он напомнил, что указ об амнистии Путин уже подписывал в 1999 году. По сведениям Казанцева, сдались целых 3 тыс. боевиков, 500 из них амнистированы, а остальные ожидают этой процедуры.

Если простые чеченцы ждут после референдума амнистии, то чеченским чиновником хотелось бы поскорее провести выборы.

«Не вижу препятствий для того, чтобы выборы состоялись уже в этом году», — заявил по этому поводу депутат Госдумы Дмитрий Рогозин, который из-за чеченского референдума страшно поссорился с лордом Джаддом и еще с половиной Европы. Действительно, согласно принятой конституции президентские выборы должны пройти через шесть месяцев, но их можно совместить с выборами в Госдуму. Ахмад Кадыров торопится. Еще до оглашения результатов референдума глава администрации предложил называть себя исполняющим обязанности президента. «Выбор чеченцев окончательно лишил Масхадова права называть себя президентом, — заявил сегодня Кадыров. — Сейчас будет любопытно узнать реакцию тех международных организаций и политиков, которые подталкивали нас к переговорам с так называемым лидером Ичкерии».

Те, кто призывал к переговорам с Масхадовым, итогами референдума остались недовольны. Правозащитники «Хьюман Райтс Уотч», например, поговорив с беженцами в Ингушетии и узнав, что президентом они признают Масхадова, а референдум не признают, поставили под сомнения данные о высокой явке на участках для беженцев. Наблюдать за ходом референдума в Чечне правозащитники не поехали.

А корреспондент британской газеты Guardian Ник Патон побывал в Грозном и без проблем смог проголосовать на одном из участков, хотя не является чеченцем.

Когда в 1996 году выбирали Доку Завгаева, такие шутки позволяли себе российские журналисты. Один из них смог проголосовать трижды. Английский журналист провел эксперимент только на одном участке № 272, расположенном в детском саду, легко получил голубой бюллетень и, как он написал в своей заметке, проголосовал за конституцию.

Несмотря на настойчивые приглашения, в Чечню не приехали эксперты парламентской ассамблеи Совета Европа. «Представители ПАСЕ, опасаясь за свои драгоценные жизни, не приняли участие в качестве наблюдателей в референдуме, остались за пределами политического процесса в Чечне», — сказал сегодня депутат Рогозин.

Остальные наблюдатели — ОБСЕ, Лига арабских государств, Организация солидарности народов Азии и Африки и исполком СНГ — референдумом в Чечне остались очень довольно.

«Мы констатируем, что власти РФ и Чеченской республики в целом обеспечили жителям Чечни возможность для самостоятельного и свободного волеизъявления в ходе референдума», — говорится в итоговом протоколе наблюдателей, который зачитал глава исполкома СНГ Юрий Яров. Правда, у наблюдателей возникли незначительные замечания: например, рядом с урнами для голосования стояли люди с автоматами. Но они не оказали существенного влияния на волеизъявление участников референдума, посчитали наблюдатели.

Конечно, без автоматчиков обойтись было нельзя, ведь шариатский суд где-то в лесах принял решение уничтожать всех, кто помогает проведению плебисцита. «Члены избирательных комиссий совершили героическую работу, особенно работающие в комиссиях женщины», — с восхищением заявил представитель ОБСЕ Храир Бальян. Героизмом он считает и то, что чеченцы все-таки пришли на участки для голосования.

Однако официальные власти сейчас говорят, что не было никаких угроз. «Минувшей ночью в республике не было ни перестрелок, ни взрывов», — сказал глава чеченского правительства Анатолий Попов. «Единственный инцидент был зафиксирован в Наурском районе, где недалеко от избирательного участка было обезврежено взрывное устройство, состоявшее из 153-миллиметрового снаряда», – сообщил представитель оперативного штаба полковник Илья Шабалкин. Верится в эти слова с трудом. Потому что, например, корреспондент «Коммерсанта» рассказывает, что в одном только Серноводске боевики обстреляли из автоматов и гранатометов все четыре избирательных участка.

Новости и материалы
В России узнали о плане Санду по военной операции в Приднестровье
Российские военные приблизились к крупнейшему угольному предприятию Украины
Первому российскому высокоскоростному поезду выбрали название
В Дагестане няня украла из дома клиентки ювелирные украшения на 900 тысяч рублей
В Великой Новоселке российские дроны атаковали пикап с иностранными наемниками
«Настоящий специалист»: в «ПСЖ» похвалили Сафонова
Начались гуманитарные поставки электроэнергии из России в Абхазию
Названа стоимость российского «ответа Marvel»
Минздрав назвал оптимальный возраст для рождения ребенка
Названо условие завершения конфликта на Украине
Назван ключевой для ЕС российский товар
Овечкина с сыном засняли на матче «Вашингтона»
Стало известно о состоянии спасенных на Камчатке членов экипажа и пассажира Ан-2
Дима Масленников признался, что больше не одинок
Госдума рассмотрит проект о защите граждан от мошеннических организаций в соцсетях
В Британии нашли верный способ изменить баланс сил на Украине
Мужчина поджег спящую незнакомку в метро
В ISU не стали конкретизировать условия допуска россиян до ОИ-2026
Все новости