В России вступает в силу новое положение о военно-врачебной экспертизе, разработанное Центральной военно-врачебной комиссией Минобороны. Постановление № 123 об утверждении этого документа было принято правительством России 25 февраля 2003 года. Согласно нормам, которые начнут действовать с 1 июля 2003 года, требования к физическому и психическому состоянию здоровья всех военнослужащих резко повысятся.
Призыву на военную службу не должны подлежать люди, страдающие психическими расстройствами — в том числе наркоманы, алкоголики, токсикоманы, а также призывники с умственной отсталостью легкой степени.
В армию не смогут взять людей с неврозами и любыми личностными расстройствами, в том числе нетрадиционной сексуальной ориентацией.
Кроме того, от призыва освободят нервнобольных «даже при незначительном нарушении функций», например при единичном или редких эпилептических припадках. Медкомиссиям придется отсеивать всех, кто страдает острыми заболеваниями — любыми инфекционными, в том числе и венерическими. Если болезнь лечится — до полного выздоровления. Если нет — навсегда. Тщательно отсеивать будут ВИЧ-инфицированных, туберкулезников и больных гепатитом В и С.
Те, кому диагноз уже поставлен, но они продолжают служить, так как это позволяет старый список болезней, летом будут уволены. Причем это касается как солдат-срочников, так и офицеров. По данным Минобороны, если солдат с эндогенными психозами, например шизофренией, и так уже не призывают, то больные офицеры спокойно служат.
Кроме того, освобождать от несения службы в армии с лета будут и тех солдат, которые получили травму черепа. Чтобы обеспечить им социальную защиту в дальнейшем, военно-врачебная комиссия теперь сможет выносить заключение о причинной связи увечий и заболеваний. Например, ставить диагноз «военная травма». «В этом случае военнослужащий будет пользоваться всеми льготами как участник войны», — говорят в Минобороны.
Как рассказал корреспонденту «Газеты.Ru» председатель Центральной военно-врачебной комиссией Минобороны генерал-майор медицинской службы Валерий Куликов, идея качественно очистить армию от наркоманов, психов и больных появилась у медиков еще в 2000 году. Сейчас действует новая международная классификация болезней (МКБ), Минздрав также перешел на другую форму МКБ. «Больницы пишут одно, а мы говорим другое», сообщил Куликов.
Вступающее в силу положение согласует военное и гражданское законодательство.
Правда, 800 млн рублей на технику, с помощью которой можно выявлять наркоманов и психически больных, правительство пока не выделяло. До сих пор больных наркоманией определяют по тестам мочи. По словам Куликова, за ближайшие полгода на выделенные Минфином 22 млн рублей в каждом областном военкомате должны поставить адаптированные к компьютеру диагностические аппараты, определяющие, сколько раз и когда призывник употреблял наркотические вещества. (Точность этой российской разработки — 97%). И если аппарат покажет, что человек злоупотребляет наркотиками, призывная комиссия отправит его домой.
Исследовать же психику призывников научными методами будут пока только в Московском округе. Пришедший в центральный призывной пункт заполнит анкету, данные занесут в компьютер, и программа выдаст общую картину его психического состояния. После этого с ним будут говорить три психиатра, которые в итоге и вынесут вердикт. В остальных регионах определять вменяемость призывника будут только психиатры. При этом медики сокрушаются, что по закону они не имеют права насильно отправлять будущих военнослужащих на психиатрическое обследование.
То, что теперь призывникам, желающим откосить от армии, не придется особенно усердствовать, чтобы остаться дома, военных медиков не пугает.
«Нас, конечно, обманывают, и будут обманывать, — заявил Валерий Куликов. — Но лучше перестраховаться, чем пускать психически нездоровых в армию».
Проблемы во время осеннего призыва у Минобороны, несомненно, будут. Кроме большого числа «отказников», многих придется отправлять из военкоматов по медицинских показаниям. Правда, считает Куликов, проблема с недобором возникнет не надолго, так как «в России скоро будет контрактная армия». Но, по его словам, «тогда положение изменится: те, кто захочет служить по контракту, просто не смогут этого сделать из-за проблем со здоровьем». А пока «пусть лучше некого будет призывать, чем допускать в армию больных».