Усредненный негритянский комик Мартин Лоуренс давно уже мается в поисках своего места на земле. Все лучшие места поделили между собой Эдди Мерфи и Крис Такер. Лоуренсу осталась мясистая дама из «Дома Большой Мамочки» и прочий истерический блэксплотейшн. Странное место идеального комедийного – негра, крашенного ваксой для пущей убедительности, идеального обитателя Гарлема.
В комедии «Национальная безопасность» (National Security) он играет раздолбая, исключенного из полицейской академии. Тем временем честный полицейский Стив Зан теряет своего напарника в перестрелке с грабителями. На очередное патрулирование он выходит не в лучшем настроении и, когда видит Лоуренса, пытающегося забраться в закрытую машину, немедленно принимает меры. Однако не успел он сказать и пары слов, как Лоуренса искусал шмель, тот распух от аллергии, а Зана обвинили в избиении афроамериканца по расистским мотивам. В результате – шесть месяцев тюрьмы, потеря работы, служба охранника со свистком вместо пистолета. Не теряя присутствия духа, Зан пытается расследовать убийство своего напарника и обнаруживает, что сделать это он может только с помощью засадившего его в кутузку Лоуренса. Непрерывно скандаля, черно-белая пара начинает гоняться за бандитом Эриком Робертсом, гангстерами и продажными полицейскими. Похожий на какой-то оплывший стручок, Мартин Лоуренс даже не комик.
Он воплощенная головная боль.
. В этом качестве он так совершенен, что мало-помалу слабоумие фильма начинает захватывать зал, шутки начинают казаться смешными, а сюжет занимательным. Косенькие глазки и оттопыренные уши Лоуренса действуют гипнотически, почти невозможно поверить, что это чучело взаправду существует. От этого все происходящее приобретает легкий сюрреалистический оттенок, и становится хорошо, как после лоботомии.
Идеальную пару Лоуренсу составил Стив Зан. Сыгравший недавно маньяка-дальнобойщика в триллере «Ничего себе поездочка», Зан настолько обычный вменяемый человек, насколько им может быть голливудский персонаж. Собственно, он единственный островок реальности в этой юмористической галлюцинации. Его усы и несчастный растерянный вид внушают спокойствие и уверенность, что на свете существует что-то кроме борьбы за права расовых меньшинств и теории заговоров. Он центр этой истории, осатаневший от политики обыватель, которому наплевать на цвет кожи, лишь бы вовремя платили зарплату, не было войны и исправно работал телевизор.
Мысль персонажа Лоуренса о том, что покусавший его шмель был специально натасканным на чернокожих куклуксклановским отродьем, кажется очень удачной. Если бы это оказалось правдой, отличное вышло бы кино. А из Эрика Робертса вышел бы прекрасный повелитель насекомых-расистов.
К сожалению, до этого дело не дошло. Режиссер Дэннис Дуган снял скромную похабную пародию на политкорректные боевики, позволив черным посмеяться над собой и с гордостью вспомнить восстание в Лос-Анджелесе, белым – понимающе хмыкнуть, а тем, кому на все это наплевать, – отключить мозг и на полтора часа расслабиться. Машины взрываются, гангстеры стреляют, пчелы жужжат, Лоуренс несет пургу о гражданских правах, Зан пытается отомстить – действие крутится шустро, как морковка в миксере.
Соблазнившись этой морковкой, испытываешь чувство, будто тебя полтора часа щекотали. И смеяться вроде не хотелось, потому что не смешно. И щекотали довольно грубо. Но собственное глупое хихиканье еще некоторое время булькает в животе.
«5 звезд», «Горизонт», «Кодак Киномир», «Прага».