Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Маэстро из Прислонихи

Большой персональной выставкой Академия художеств почтила 110-летие одного из своих былых корифеев – Аркадия Пластова.

В народном сознании этот художник оставил неизгладимый след, что отчасти даже выразилось в фольклоре: до сих пор можно услышать выражение «ужин трактористов» применительно к полуночной попойке и формулировку «фашист пролетел», когда речь заходит о последствиях. Не одно поколение советских школьников прилежно таращилось в репродукции, воспитывая в себе патриотические чувства на примере пластовских произведений.

Свою творческую жизнь автор посвятил воспеванию российской деревни, то есть изображению бесконечных кузнецов, пасечников и ветеринаров, а также видов на избушки или жнивье. Чтобы материал всегда был под рукой, он на многие годы обосновался в своем родном селе Прислониха Ульяновской области, впрочем, не забывая наезжать в Москву на вернисажи своих выставок и за получением всевозможных наград вроде Государственной или Ленинской премий. Давнишний миф гласит, что Аркадий Пластов – замечательный живописец и что сделался он таковым благодаря тесной связи с народной и природной жизнью. Следует сказать, миф этот выставкой в Академии не очень-то подтверждается, хотя собраны на ней едва ли не все хрестоматийные работы: существенную поддержку семейным архивам оказали крупнейшие российские музеи, начиная с Третьяковки и Русского, даже из Минска прибыло философское полотно «Смерть дерева».

На поверку и вблизи пластовская живопись оказывается довольно рыхлой и постной. Отвлекаясь от сюжетов, которые и сами по себе не блеск, с трудом находишь на картинах привлекательные фрагменты – те, что могли бы вызвать интерес с точки зрения цветовых отношений или технологической виртуозности. А это нехороший признак, намекающий то ли на отсутствие у автора высокого дарования, то ли на заведомое его пренебрежение качеством. Единицы вещей вызывают восторг, как, например, небольшое темноватое «Рождество»: изображение только что явившегося на свет теленка на фоне мрачного хлева напоминает о рембрандтовских композициях. Большей же частью и во всем диапазоне от трагедии до лирики – более или менее свободный мазок, лишенный нерва и напряжения. Пожалуй, творчеству Пластова не грозит ренессанс, даже если изменится политическая и эстетическая конъюнктура. Хотя в чем можно быть уверенным…

Новости и материалы
В России закрепят понятие «студенческая семья»
Поездка в троллейбусе закончилась для пенсионерки из Петербурга реанимацией
Экс-вице-губернатора Петербурга приговорили к 13 годам колонии
Принятая за простуду болезнь британца спровоцирована плотоядной бактерией
В МИД РФ отреагировали на вето США на резолюцию о прекращении огня в Газе
На Урале россиянин истязал и бросал на пол двухлетнюю дочь сожительницы
В ФНС пообещали оценить прозрачность системы выплат за мигрантов
Ультраправый израильский министр призвал присоединить Западный берег Иордана
Глюкоза заявила, что оставила «большой шрам на сердце» дочери
На Украине дезертирам разрешили добровольно вернуться на службу
В США задержали мужчину, хотевшего взорвать Нью-Йоркскую фондовую биржу
В России предложили модернизировать зенитки ЗУ-23 для борьбы с БПЛА
Двое детей и их родители отравились газом во время утечки в петербургском частном доме
В Магнитогорске пенсионерка попала под трамвай и лишилась ног
Женщина уронила двухмесячного сына во время драки со свекровью
В Москве за хищение денег у Ларисы Долиной задержан еще один соучастник преступления
Украинские адвокаты передали ООН сведения о «пыточных» СБУ
Вучич заявил, что только «ненормальные» думают, будто Путин блефует
Все новости