На постере фильма – четыре блондинки. Это девочка-подросток Астрид и ее матери – Мишель Пфайфер, Робин Райт Пенн и Рене Зельвеггер. Родная мама у нее, разумеется, одна – Пфайфер, чью героиню звучно зовут Ингрид Магнуссен. Художница и женщина-викинг, Ингрид отличается весьма опасным и свирепым нравом. Пфайфер с наслаждением снова играет стерву, как она делала много лет назад, когда Голливуд еще отказывался считать ее серьезной актрисой.
После того как свирепая и опасная мама замочила своего любовника, Астрид отправилась скитаться по приемным родителям и приютам. Мама, которой дали 35 лет строгого режима, однако, не оставляет доку без опеки и дружеского совета. Суть советов сводится к очень простым вещам – человек одинок, любовь – это слабость, нужно быть сильным, красивым и талантливым, иначе превратишься в беспомощную овцу.
Астрид тем временем не хочет становиться сверхчеловеком, а пытается стать обычной хорошей девочкой. Но тут ей не везет. Первая приемная мать (Робин Райт Пенн) всадила в нее пулю из револьвера за интрижку со своим мужчиной. Вторая приемная мать (Рене Зельвеггер) наглоталась таблеток и умерла. Астрид попала в приют и перекрасилась из блондинки в брюнетку, что можно считать актом символического самоубийства.
А точнее — хэппенингом под названием «Убей в себе стерву!». Блондинки как цветы белого олеандра – красивые, но ядовитые. После того, как из списка опасностей были исключены негры, коммунисты, капиталисты, гомосексуалисты, милитаристы, пацифисты и вообще все, мысль об опасных светловолосых созданиях кажется очень плодотворной. Фашистскую белокурую бестию из списка угрозы человечеству еще никто не отменял.
Адаптировать роман-бестселлер писательницы Дженет Фитч взялся британец Питер Космински. Как любой мужчина, Космински к блондинкам неравнодушен, и это неблагоприятно сказалось на фильме. Вместо того чтобы снимать кино, он с сентиментальным сочувствием следит за своими девушками, любуется их волосами, тревожится за их судьбу. Это сильно ослабляет толковую и энергичную историю, которая могла бы стать «Дэвидом Копперфилдом» эпохи равенства полов.
Но и восхищение свое Космински выражает как-то вяло, осторожно, смущаясь. Чувствуется, что он побаивается своих героинь, особенно викинга-Пфайфер. Единственная, с кем он может иметь дело, – это Элисон Ломан, девочка, сыгравшая Астрид.
После работы над «Белым олеандром» она уже получила предложение поучаствовать в новом проекте Ридли Скотта. Более красивая и талантливая, чем Кирстен Данст, с которой Ломан делит сейчас одну нишу девственницы-самоубийцы, эта девушка, вероятно, скоро займет достаточно твердое место в Голливудской табели о рангах. Ее Астрид проходит через постигшие ее несчастья несколько меланхолично, но вполне трогательно.
Отдельное удовольствие – появление в картине нашей соотечественницы Светланы Ефремовой и Ноя Уайла. Ефремова, совсем не блондинка, играет алчную и умудренную жизнью русскую иммигрантку, шутя переигрывая всех американок. Ной Уайл, добрый доктор из «Скорой помощи», в большом кино избрал амплуа холодных мерзавцев, что получается у него более чем хорошо.
Это очень удачно. У блондинок должен быть достойный партнер.
Посмотреть на женщин-викингов можно, посетив кинотеатры «Орбита», МДМ-кино, Большой зал ЦДЛ, «Зарядье», кинокомплекс на Ленинском.