По мнению директора ФПС, которым он поделился с журналистами на пресс-конференции в РИА «Новости», соглашение о реадмиссии (выдаче незаконных мигрантов), на подписании которого настаивает Евросоюз, вредно для России. Тоцкий убежден, что «России слишком обременительно брать на себя такие большие затраты».
В частности, подписание такого соглашения предполагает постройку лагерей, где будут жить возвращенные в Россию нелегальные мигранты. Причем это могут быть и китайцы, и вьетнамцы, и граждане Украины или Индии, которые попытались нелегально въехать на территорию ЕС через Россию. В общем, это может быть гражданин любой страны мира, кто попытается воспользоваться территорией РФ и ее дырявыми границами с целью нелегальной эмиграции в Европу. Всех их России придется принимать обратно и решать судьбу каждого в отдельности.
«А представители европейских правозащитных организаций будут приезжать в Россию с вопросами, где душ, почему телевизор черно-белый, а не цветной», — зло пошутил Тоцкий.
Директор ФПС заверил журналистов, что средств на то, чтобы отправлять каждого нелегала на его историческую родину, в бюджете России нет и в ближайшее время такой строки расходов у миграционной службы или ФПС не появится – слишком велики затраты. Ведь некоторых мигрантов придется отправлять в Шри-Ланку и Вьетнам. Причем, чтобы не сбежали, – самолетом. Если европейцы хотят, чтобы «мы принимали их незаконных мигрантов, мы их примем. Но тогда нам нужно подписать такие соглашения и с Пакистаном, и с Афганистаном, и со Шри-Ланкой», откуда мигранты проникают в Россию, подчеркнул Тоцкий.
Очевидно, что это процесс длительный, займет не один год, и не исключено, что с рядом стран договориться вообще не удастся. А тогда соглашение о реадмисии с ЕС, которое является ключевым условием перехода к безвизовым поездкам россиян в Европу, становится крайне обременительным для российского бюджета.
Выход из этой ситуации очевиден – нужно ужесточать пограничный и визовый режим с южными соседями, но, как признался Тоцкий, сейчас все силы брошены на закрытие границы с Грузией, чтобы предотвратить новые прорывы боевиков в Чечню.
На остальные участки сил просто не хватает, да и законодательно не все так просто. Например, полностью открыта граница с Украиной.
Что касается Чечни, то ситуация на российско-грузинском участке границы остается сложной. Как отметил Тоцкий, по данным российских спецслужб, часть боевиков перебралась из Панкисского ущелья Грузии в высокогорные районы страны и там пережидает зиму. По его словам, после наступления весны, с открытием перевалов, можно ожидать спуска боевиков вниз и обострения ситуации на границе с Чечней.
Тоцкий признался, что у него нет точных данных о том, сколько боевиков было уничтожено, сколько погибло в перестрелках в ходе проведения грузинскими правоохранительными органами операции в Панкисском ущелье. Часть боевиков, считает глава ФПС, могла выехать из страны, однако часть, по российским данным, перебралась в высокогорные районы, где у них были заранее обустроены базы.
Недоволен директор ФПС и действиями международной антитеррористической коалиции в Афганистане — она практически не борется с наркопроизводством.
Тоцкий отметил, что, когда силы международной коалиции начинали операцию в Афганистане, в российском погранведомстве рассчитывали, что мировое сообщество поведет активную борьбу с производством наркотиков в Афганистане. Однако, по словам главы ФПС, этого не произошло. Несмотря на то что вопрос о борьбе с производством наркотиков в Афганистане неоднократно поднимался на международных встречах, активизации действий коалиции в Афганистане на этом направлении нет. По словам Тоцкого, поток наркотических средств через таджикско-афганскую границу остается по-прежнему очень большим. Так, по его словам, в прошлом году на таджикско-афганской границе российские пограничники задержали почти пять тонн наркотических средств, причем почти половина из этого объема составляет героин.