Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Россия. Снег. Стенка

В «Табакерке» 14 декабря премьера — булгаковский «Бегъ» (режиссер Елена Невежина).

Даже первые спектакли пойдут не подряд, как это часто бывает, а с разрывом в неделю. На генеральной репетиции понимаешь, почему. Два вечера подряд нельзя так выкладываться, как это делает в «Беге» небритый, красноглазый генерал Роман Хлудов (Андрей Смоляков).

В первом акте вдруг ловишь себя на дикой мысли: даже в реальности добровольцы пережили уход из Крыма лишь однажды. Как же эта яростная боль будет бить со сцены снова и снова? Но она бьет и бьет... Нет особых режиссерских и сценографических новаций. Даже зловещий зеркальный отсвет стекол на станции, грохот бронепоезда, угар, мороз, семафоры «и два зеленых, похожих на глаза чудовищ, огня кондукторских фонарей» — сильно притенены в спектакле.

Причина чуда — актеры. Кажется, что ассистент режиссера в спектакле — сама русская история. Она выстроила этот сюжет. Она, и даже больше чем сценический дар и театральный профессионализм, правит отчаянной игрой Смолякова, Михаила Хомякова — Главнокомандующего, Виталия Егорова – Голубкова, Александра Мохова — Чарноты, Дмитрия Бродецкого — Корзухина. Роли людей 1920 года очень точно легли на знакомые по сцене силуэты и лица. А последние дни Гражданской войны вызвали к жизни столь острое и прямое гражданское чувство, какого не припомнить в театре последних лет.

Зал на прогоне переполнен. Первый ряд — на черте рампы. Сидишь, окостенев, лицом и коленями в мглистом и гибнущем врангелевском Крыму. …Он болен, Роман Валерьянович, — как и было сказано. Он так жжет составы с «пушным товаром, предназначенным за границу», так остро и бессильно ненавидит респектабельного дельца Корзухина, успевшего перевести за кордон свой капитал и крепко прихватить от казенных поставок, так, дергаясь, выплевывает в лицо идеально и безнадежно подтянутому Главнокомандующему: «Как могли вы вступить в борьбу с ними, когда вы бессильны?», так потерянно бормочет маленькой Ольке, закутанной в пуховый платок и валенки: «Да, девочка… Серсо. В серсо играет?», — что весь контекст русской истории 1917–1920 годов ломится на сцену, как буран в окна.

Та же подлинность в образе Главнокомандующего. Михаил Хомяков физически никак не похож на П. Н. Врангеля, но в «Беге» ощутимо похож на его правую руку, генерала Кутепова. В его выправке, в его спокойствии, в его многовековой властности отца-командира, отвечающего за раненых и контуженных, осиротевших и обезумевших, за всходящих на трапы «Витязя» и «Святителя» в походном строю — тот же трагизм, что в юродстве Хлудова.

И сцена Смолякова и Хомякова, Хлудова и Главнокомандующего, генералов Слащова и Врангеля, если угодно, в последние часы Крыма — лучшая в «Беге».

Подлинное будущее страны все время давит на зрителя. Особенно во втором, живописном и авантюрном, акте, где Голубков, «сын известного профессора-идеалиста и сам – приват-доцент», бродит над Босфором с шарманкой и умоляет бессовестного Корзухина о мелкой субсидии, а Серафима (Елена Панова) на задворках Константинополя страстно говорит Хлудову: «Вот казаков пустили домой, и я попрошусь». Зритель четко знает, на какую судьбу вернулись в Россию те казаки…

Страшноватый эффект возникает в финале «Бега»-2003. Когда Серафима, Голубков, Хлудов тоскуют в константинопольской позолоченной полумгле о России, снеге и даже о расстрельной стенке, кажется вдруг, что плачут они о некоей другой стране.

Может быть, это главное. Ибо этот «Бег» — спектакль не эстетического (о нем как-то не думаешь), а яростного нравственного воздействия. Выходишь, обожженный первым актом. Но с мыслью о том, что превратить память о Добровольческой армии в очередное «единственное светлое пятно русской истории» — худший из всех мыслимых путь. Выходишь, вспоминая слова Алданова: «Революция ничего не может создать. И хороша лишь тем, что после нее все приходится строить заново».

В старинном дворе «Табакерки» кружит мягкая, усмиренная временем метель. И кто-то за спиной ошеломленно говорит: «Господи, как хорошо… Россия. Снег. Стенка».

14, 23, 29 января. 19.00.

Новости и материалы
В ВСУ предсказали потерю контроля над подконтрольными Киеву частями ДНР
В МИД России обвинили НАТО в накачивании Азии запрещенным оружием
Украине предрекли «смертельные морозы» этой зимой
ВСУ заминировали дамбы и мосты на границе с Белоруссией
Россиянам назвали посуду, которая меняет вкус пищи
Ливанский политик обвинил западные страны в искажении фактов о конфликте на Украине
Экс-сотрудник СБУ раскрыл, когда Украина стала считать Россию главным противником
В США заявили об ограниченных возможностях помощи Украине
Матвиенко напомнила о необходимости прививать детям традиционные ценности
Индия выступила против документа о помощи бедным странам по сделке COP29
Россия доставила свыше 30 тонн гуманитарного груза в Мьянму
Сотни палестинцев покинули восток Газы после приказа об эвакуации
Названа причина, почему коты пьют воду отовсюду, но только не из своей миски
Московский суд отказался снимать статус иноагента с блогера Качура
Пленный солдат ВСУ рассказал, как бойцов учат стрелять по видео
Глава МИД Ирана взял под контроль инцидент со студентами КФУ
Российские солдаты из зоны СВО передали поздравления всем матерям страны
В Минобороны России раскрыли роль «Панциря-С» в Курской области
Все новости