Как и предсказывала «Газета.Ru», стремящиеся извлечь максимум выгоды из сложившихся на рынке высоких нефтяных цен страны Персидского залива сумели убедить своих коллег по ОПЕК в необходимости увеличения нефтяных поставок на мировой рынок.
Единственной уступкой, на которую Саудовской Аравии и ее союзникам пришлось пойти ради достижения компромисса с не располагающей резервными мощностями Индонезией и охваченной забастовкой Венесуэлой, стало некоторое снижение предполагаемой «добавки».
Вместо ожидавшихся двух млн баррелей ежедневные объемы экспорта нефти из стран ОПЕК было решено увеличить лишь на полтора млн баррелей, из которых почти один млн баррелей пришелся на Саудовскую Аравию (488 тыс.), Иран (220 тыс.), ОАЭ (131 тыс.), Кувейт (120 тыс.) и Катар (39 тыс.).
Значительно увеличилась и квота входящей в «большую тройку» ОПЕК Венесуэлы, получившей право ежедневно поставлять на рынок дополнительные 173 тысячи баррелей. Однако увеличение это чисто формальное: продолжающаяся стачка работников венесуэльской нефтяной госкомпании PDVSA не оставляет венесуэльским властям шансов не то чтобы увеличить добычу, но даже вернуть ее на предзабастовочный уровень.
Экспорт нефти из Венесуэлы, еще пару месяцев назад обеспечивавшей США поставки 13% необходимой им нефти, сократился по разным оценкам на 2-2,5 млн баррелей в день, и именно принадлежавшую до сих пор Венесуэле часть крупнейшего нефтяного рынка планеты и намерены поделить между собой арабские страны.
Успешная реализация этих планов представляется тем более выгодной, что, несмотря на принятое ОПЕК решение об увеличении квот, цены на нефть сколько-нибудь значительно снижаться пока не спешат.
Стоимость одного барреля Brent на азиатских биржах снизилась сегодня лишь до $30,22, а цена U.S. light по-прежнему оставалась на уровне в $31,7 за баррель. Столь необычная твердость позиций объясняется аналитиками прежде всего тем, что покупателям нефти как и прежде приходится выплачивать от $8 до $10 «военной премии», а также явно недостаточным для компенсации потерь забастовки в Венесуэле увеличением нефтяных квот.
В соответствии с принятым в Вене решением, страны ОПЕК смогут увеличить свою добычу начиная с 1 февраля 2003 года. Однако добытую в странах Персидского залива нефть еще нужно будет доставить до потребителя. А путь танкера из портов Саудовской Аравии до берегов США занимает от четырех до шести недель. Так что в слова одного из руководителей консультационного агентства PIRA Energy Гэри Росса о том, что цены на нефть вряд ли упадут ниже отметки в $30 за баррель раньше конца марта, поверить нетрудно. Мало того, что к тому времени в США придут танкеры из Персидского залива, так в северное полушарие еще и придет весна, и спрос на нефть упадет естественным образом.
Кардинально изменить расстановку сил на мировом нефтяном рынке не в силах и независимые поставщики нефти, крупнейшим из которых является Россия.
В отличие от Норвегии и Мексики, не располагающих достаточными мощностями для сколько-нибудь значительного увеличения добычи нефти, главной проблемой России являются сложности с экспортом. Мешающая нормальной деятельности нефтяных терминалов Новороссийска и других российских портов плохая погода и практически стопроцентная загрузка экспортных нефтепроводов «Транснефти» не дает возможности резко увеличить поставки нефти в Европу и уж тем более в США.
Разом переломить ситуацию может разве что прекращение забастовки венесуэльских нефтяников. Министр нефти Венесуэлы Рафаль Рамирез уже объявил о том, что к середине февраля его страна сможет нарастить экспорт нефти с нынешних 800 тыс. до 2,5 млн баррелей в день. Однако никакой уверенности в том, что властям Венесуэлы удастся выполнить свои обещания, пока нет. Напомним, что ранее нормализовать ситуациию в нефтяной отрасли Венесуэлы планировалось не позднее конца января.
Тем не менее руководители ОПЕК уже назначили день своей следующей встречи. Министры вновь соберутся в Вене 11 марта, и если к тому времени Венесуэла сумеет вернуть себе место одного из крупнейших экспортеров нефти в мире, квоты ОПЕК вновь будут пересмотрены.