Страсть в этом году будет весьма респектабельной — не столько бурлящий ураган, сколько ностальгический бриз. Разместив с уместной иронией в одной ретроспективной программе «Ах, какая женщина!» Грету Гарбо и Сильвию Кристель, «Лики любви», однако, явно тяготеют к классическим образцам.
Задаст тон «Разница во времени» Даниэль Томпсон, которая откроет кинофестиваль в Доме кино. Красиво стареющие Жан Рено и Жюльетт Бинош будут искать друг друга и свою суетливую судьбу среди гулких пространств международного аэропорта.
После этого начнется нормальная жизнь фестиваля – конкурс, ретроспективы, спецпоказы, спецсобытия и неизбежная проблема выбора — пойти на «Собор Парижской Богоматери» с Лоллобриджидой или на корейскую драму «Оазис» про зэка и девушку, страдающую от болезни мозга.
Но есть несколько фильмов, которые пропустить нельзя. Два из них, что приятно, — в конкурсной программе. «Вдали от рая» кинохулигана Тодда Хэйнса — драма на фоне американских 50-х, эпохи, которая сама по себе является идеальной декорацией.
Домохозяйка Джулианна Мур обнаруживает, что муж Дэннис Куэйд ей неверен. Пережить измену тем сложнее, что изменяет он ей с мужчиной. Опечаленная домохозяйка находит утешение в связи с чернокожим садовником.
Перенасыщенная фактурной эпохой художественная стилизация, разрываемая изнутри скандальным сюжетом, принесла создателям несколько призов в Венеции и четыре номинации на «Золотой глобус». Возможно, «Вдали от рая» станет одним из самых интересных фильмов года.
Не столь громкий и роскошный, но все же интересный проект — «Небо. Самолет. Девушка». Это сделанный Верой Сторожевой римейк знаменитого советского фильма 1968 года «Еще раз про любовь». Во-первых, интересно, как Рената Литвинова, написавшая сценарий и сыгравшая главную роль, управилась с пьесой Эдварда Радзинского. Во-вторых, спродюсировала картину Елена Яцура, выпускавшая «Апрель» и «В движении», что обещает занятный поворот истории.
Другие фильмы конкурсной программы менее предсказуемы. Хотя вполне респектабельная фестивальная география — Иран, Корея, Таиланд, Дания, Югославия — предполагает наличие если не шедевров, то вполне вменяемого кино.
Вне конкурса царят Такэси Китано и Дэвид Кроненберг, озаряя «Лики любви» сиянием работ старых мастеров.
«Куклы» Китано, несправедливо обойденные призами на Венецианском фестивале, — неожиданный поворот в творчестве великого японца. Уставший от бандитов, полицейских и от самого себя в кадре, Китано снял три истории любви, объединенные случайным пересечением персонажей и особым чувством красоты, присущей отчаянию. Ближе всего к художественному решению картины стоят «Сны» Куросавы. Только теперь это сны японца, пережившего закат большого кинематографа и относящегося к этому факту с иронией.
Не меньшей неожиданностью оказался и «Паук» Дэвида Кроненберга. Мастер трансформации плоти оставил в покое человеческое тело и принялся выкручивать время. Главный герой ленты по кличке Паук — пациент психиатрической клиники с двадцатилетнем стажем. Выйдя на свободу, он пытается восстановить в памяти события детства, ставшие причиной смерти его матери и болезни самого Паука. Главную роль сыграл Ральф Файнс, пополнивший этой работой персональную галерею одержимых, куда уже входят бедолаги вроде английского пациента и Красного Дракона. А Кроненберг, возможно, открыл новый период своего творчества.
Ретроспекций на «Ликах любви» в этом году две, и ни одна из них не готовит сюрпризов вроде прошлогоднего «Жидкого неба» Славы Цукермана или эротических приключений Красной шапочки. «Ах, какая женщина» и «Ах, какой был мужчина» предлагают подборку из репертуара Музея кино — «Касабланка», «Брак по-итальянски», «Черный тюльпан» и пр. В некотором одиночестве стоит Сильвия Кристель со своей «Эмманюэль». В прошлом году девушке стукнуло пятьдесят, последний раз она встречалась со своей героиней десять лет назад в «Эмманюэль навсегда». В титрах девятой части эпопеи Сильвия Кристель значилась как «Пожилая Эмманюэль».
Такие вот нынче у любви лики.
«Ролан», «Дом кино», «Мир Кинотавра», 13–23 января.