В Саратове близится к завершению судебный процесс над Эдуардом Лимоновым и пятью активистами Национал-большевистской партии (организация запрещена в России), которых обвиняют в попытке создания вооруженного формирования, подготовке к терроризму и незаконном хранении огнестрельного оружия. Как уже писала «Газета.Ru», помимо этих обвинений Лимонову и учредителю газеты «Лимонка» Сергею Аксенову инкриминируются публичные призывы к насильственному захвату власти и изменению госстроя (ст. 280 УК РФ).
В пятницу в Саратовском облсуде состоялись последние слушания по существу дела. Как рассказали «Газете.Ru» в местном штабе НБП, на заседании были исследованы доказательства, представленные адвокатами Лимонова, – книги, серия статей писателя, а также номера газеты «Лимонка». Защита пытается представить их исключительно как произведения художественной литературы, а не как средство пропаганды. Ожидается, что следующие слушания по делу состоятся в начале февраля — в Саратовском областном суде начнутся прения сторон, где выступят адвокаты обвиняемых и представитель прокуратуры.
Для подсудимых гособвинитель может потребовать от 12 до 23 лет тюрьмы, однако сподвижники Лимонова надеются, что ряд обвинений все же будет снят, например подготовка к терроризму и попытка создания вооруженного формирования.
В НБП надеются, что если и будет вынесен обвинительный приговор, то максимальный срок заключения составит чуть больше 10 лет. Ожидается, что приговор будет оглашен в конце февраля — начале марта, так как 17 марта истекает срок содержания подсудимых под стражей. Члены НБП утверждают, что «у ФСБ нет веских доказательств против Эдуарда Лимонова и других обвиняемых».
Самым весомым обвинением против лимоновцев остается покупка и хранение оружия и взрывчатки. Стоит отметить, что в конце декабря среди шести обвиняемых произошел раскол. Как говорят в штабе, «предательское выступление Дмитрия Корягина (одного из подсудимых – «Газета.Ru») определило исход процесса». Корягин, обвиняемый в хранении оружия, рассказал, что организатором покупки автоматов и взрывчатки был не он, а правая рука Лимонова — Сергей Аксенов, хорошо знавший продавца оружия (сам Аксенов это отрицает). За первой партией из двух автоматов, по его словам, приехал Олег Лалетин, за второй — приехали Силина и Пентелюк. А о сделке хорошо знал и Эдуард Лимонов.
Лимонов назвал эти показания не соответствующими действительности и, в свою очередь, попытался переложить часть вины на Корягина. Адвокат писателя также настаивает, что идея о революционном захвате власти (в чем обвиняют Лимонова), принадлежит не его подзащитному, а именно Корягину, написавшему об этом в письме лидеру НБП.
Сам Эдуард Лимонов считает себя невиновным по всем пунктам предъявленных ему обвинений.
Он, в частности, заявил, что не является автором статьи «Теория второй России», на которой базируется обвинение в попытке свержения конституционного строя. Настоящим автором этой статьи, по словам Лимонова, был член НБП Владимир Линдерман. Подверг сомнению Лимонов и компетентность 250-ти свидетелей, допрошенных в ходе следствия. По его мнению, большинство из них были соответствующим образом обработаны сотрудниками ФСБ.
О невиновности писателя заявили и более 20 человек, вызванных адвокатом Сергеем Беляком. Среди них были и два скандально известных члена НБП. Алексей Голубович был доставлен в Саратовский суд из московского СИЗО, где находится под арестом за нападение на сотрудника милиции во время митинга на Триумфальной площади 15 сентября 2002 года. Второй скандалист, поддержавший Лимонова, — 19-летний Дмитрий Нечаев — прославился тем, что вместе с украинским нацболом Дмитрием Бахуром 19 ноября закидал помидорами генсека НАТО Джорджа Робертсона.
Напомним, что Эдуарда Лимонова арестовали по обвинению в скупке оружия 7 апреля 2001 года в Республике Алтай. Операцией по задержанию писателя-неформала руководила ФСБ. Тогда следователи завели уголовное дело и уже через день получили доказательства причастности лидера НБП к торговле оружием: по словам одного из задержанных нацболов, именно Лимонов дал им это задание.
Писателя доставили в следственный изолятор «Лефортово», ему были предъявлены обвинения в терроризме, незаконном приобретении и хранении огнестрельного оружия. В июне 2002 года его перевезли в Саратов, где 8 июля 2002 года начался суд. По данным следствия, Лимонов и Аксенов собирались создать вооруженное формирование для проекта «Вторая Россия», предусматривающего теракты на территории Казахстана. Следователи утверждают, что в Алтайском крае НБП готовилась к организации партизанских отрядов. Вторгаться в Казахстан Лимонов собирался с помощью французского террориста Жильбера Бурго, действующего под псевдонимом Боб Денар. В качестве доказательства ФСБ представила изъятое у французского гражданина письмо Бурго, адресованное Лимонову.