В последнее время шпионаж — занятие для детей и слабоумных. Дети – они дети и есть, даже если это дети шпионов. А вот слабоумные бывают разные. Бывают элегантные, как последний Джеймс Бонд. Бывают нелепые, как в новом фильме «Обмануть всех» («I Spy»).
Секретный агент, выполняющий задания по всему миру, получает новое назначение. Нужно вернуть самолет новейшего поколения, невидимый во всех спектрах излучения. Его угнали и продали известному торговцу оружием. Теперь должен состояться аукцион, где террористы всего мира будут соревноваться за право привесить к секретному аэроплану атомную бомбу и отправить ее в Америку.
Чтобы агент пробрался на этот аукцион, ему дают напарника — чемпиона по боксу. Боксер должен выступать на вечеринке, которая служит прикрытием для встречи преступников. Симпатий подельники друг к другу не питают, но спасать мир им придется вместе.
Агента играет Оуэн Уилсон, отважный пилот из «В тылу врага» и носатая супермодель из «Образцового самца». Поскольку фильм является вольным переложением одного из эпизодов одноименного сериала 60-х с Биллом Кросби, напарником агента должен быть чернокожий. Идти в разведку Уилсону выпало с Эдди Мерфи, который играет мечту куклуксклановца и ночной кошмар апартеида — богатого, болтливого и самодовольного негра.
Блэксплотейшн, намалеванный ваксой и жженой пробкой, стал сейчас основным амплуа Мерфи. И в «Шоу начинается», и в бестолковом «Плуто Нэше» он все тот же. Отыграв доктора Дулиттла, Чокнутого Профессора и других странных персонажей, Мерфи, похоже, вернулся к тому, с чего начинал — к нехитрым ужимкам эстрадного комика.
Собственно, действие «Обмануть всех» целиком держится на клоунских репризах Мерфи и Уилсона. Все остальное — самолет, Малколм Макдауэлл, играющий террориста, красоты Старой Праги, где разворачивается действие, и даже огромная Фамке Янссен, сыгравшая секретного агента, — только декорации, в которых белый и черный клоун разыгрывают свои номера. Иногда, надо признать, довольно удачные. Например, сеанс бытового психоанализа в канализационном коллекторе или попытка соблазнения здоровенной агентши с использованием похабных частушек и шпионского оборудования получились вполне забавными.
Поставила эту историю Бетти Томас, в прошлом — натуральная блондинка, актриса комедийного жанра, ныне — седовласая бабушка американской комедии. Главным ее достижением в режиссуре стала постановка «Частей тела» — биографии скандального радиоведущего Говарда Стерна. Главным коммерческим успехом — постановка «Доктора Дулиттла». И вот после небольшой истории об исцелении Сандры Баллок от алкоголя и наркотиков («28 дней») Томас взялась за шпионов.
А шпионов, известное дело, голыми руками не возьмешь. Чтобы сделать после Бонда, «Детей шпионов» и клоунады Лесли Нильсена пародийный или комедийный шпионский фильм, нужно изрядно постараться. И ни модная, но уже приевшаяся Прага, ни приличный актерский состав здесь спасти не смогут. Особенно жалко Янссен — училку из «Факультета» и целительницу из «Людей Х». Ей и так приличные роли достаются гораздо реже, чем она того заслуживает.
Впрочем, нельзя сказать, что попытка Бетти Томас надуть всех совсем уж не удалась. Смотреть ее фильмы — все равно, что играть с наперсточником. В конце концов тебя все равно обдерут, но некое волнение от участия может служить компенсацией. Разводя зрителя, Бетти Томас обеспечивает ему некий бессмысленный лоботомический комфорт. Состояние это довольно скучное, но спокойное, примерно как сеанс прогревания при гайморите. Лучше, может, и не станет, зато подремлешь часок в кинотеатрах «Горизонт», «Прага», «Пять звезд» и «Стрела».