Встретить Новый год с душевной и подходящей под настроение музыкой можно будет и на этот раз, если конечно удастся ответить на главный вопрос. А он у нас стандартный — зачем? Зачем тратить деньги на недоразмороженный фуршет и пьяных музыкантов и встречать Новый год среди бухих незнакомцев?.. Для тех, кто не вошел в последнюю стадию социопатии, предусмотрена масса развлечений стоимостью от пятидесяти до девятисот долларов, разной степени мерзопакостности.
Начать встречу Нового года можно будет уже в семь вечера в Большом зале консерватории. Оркестр под управлением Павла Когана выйдет на сцену под ручку с биг-бэндом Игоря Бутмана, вместе они создадут джаз-поп-классическую джазовую обработку «Щелкунчика» Чайковского, «Голубой рапсодии» Гершвина и регтаймов Скотта Джоплина. Старый негр переворачивается в гробу — оркестровка произведений для расстроенной пианолы на два оркестра, исполненная не в прокуренном публичном доме, а в лучшем в городе концертном зале, выглядит откровенной профанацией. Партию фортепиано будет исполнять необычайно модный в этом году Денис Мацуев. Билеты, считай, предлагаются даром — от двадцати до ста баксов, что ни в какое сравнение не идет с фаворитами ночи.
Абсолютный чемпион по финансовым показателям — Новый год в концертном зале «Россия». Титаны русской попсы запросили столько же, сколько и приезжавшие недавно Каррерас с Доминго. За концерт с Бабкиной, Басковым, Газмановым, Леонтьевым и Маликовым, аналогичного же уровня бомонд, голда, брюлики, декольте и эскорт запрашивают девятьсот полновесных баксов. Спешите, количество мест ограничено. Впрочем, на то они и титаны, чтобы перемещаться в эту ночь из одного заведения в другое с легкостью необыкновенной, так что любители Баскова и Газманова смогут насладиться их творчеством и за значительно более скромные деньги.
Дальше все более демократично, даже самый пафосный парижский диджей Клод Шаль, автор первых двух пластинок нашумевшей серии «Будда-бар», клубный владелец, продюсер и коллекционер музыкально-ориентальной экзотики, во второй раз выступает на Новый год в России, на этот раз в клубе «Музей». Стоить этот небритый маленький мужичок будет 250 у. е. с легкими закусками и шампанским, но следует крепко подумать, не является ли второе за два года выступление в новогодней Москве признаком выхода в тираж. Особенно если учесть следующее: в «Шамбала-баре» выступит Давид Визан, автор пятого «Будда-бара», а дальнейшую программу организаторы держат в тайне и обещают сюрпризы. Клод Шаль сам больше сборников не составляет, однако за денежным проектом следит очень пристально, так что есть все основания подозревать, что маэстро прочешет за одну ночь по нескольким московитским клубам.
Кроме знатного француза, с 31-го на 1-е можно будет послушать еще с полдюжины диджеев-иностранцев, главным образом британских. Лайза Лауд в Арт-центре на Плющихе, Стив Лоулер в «Атриуме» (там же выступит Глория Гейнор), Люк Бранкаччо и Маркус Уоллис в «Министерстве», Тен Суи в «НЭО», Натаниэль в «Суфле». Все будут играть хаус, дип-хаус и прогрессив-хаус разной степени тупости. Стоит все это от двух тысяч рублей до пары сотен долларов, с едой или без оной.
Тоскливее хауса может быть только электро-поп. И, разумеется, без самого надоевшего стиля года не обойдется. Перед почтеннейшей публикой выступит американская электро-поп-группа Hong Kong Counterfeit, играющая этот жанр в самом мерзком его проявлении: нарочито грязный, нарочито бессмысленный, похожий на саундтрэк к игре для старинной телеприставки. Так было дико модно в уходящем году, и поэтому происходит все в клубе «Джусто», а билет стоит почти триста баксов.
Единственной достойной альтернативой всему этому выглядит, как ни странно, Марк Алмонд, который выступит в «Цепеллине». Дедушка поет ясным голоском, девочки его любят, а мальчики — так просто обожают, и в Москве у него практически постоянная прописка, выступает он у нас чуть не 20 лет с потрясающей регулярностью и неизменным успехом. Еще в эту ночь в «Цепе» будут «Иван Купала», что тоже для Нового года вполне прилично, как, впрочем, и цена: 2500 рублей за вход и 300 условных за право посидеть за столиком, пока голубой волшебник будет трогательным голосом певать под рояль про всяческие декадентные штучки.
Зато достойных парней с гитарами в этом новом году почти не будет.
Только в «Би-2» выступят «Аукцыон» и «Манго-Манго». Стоит сходить туда только ради того, чтобы посмотреть на веселых космонавтов, которые перестали активно чесать по клубам лет семь назад. А если люди столько времени не работают, ждать от них высоких откровений, особенно в концертную страду, не приходится.
Про «Аукцыон» же и говорить нечего. И на обычных-то концертах лучшая рок-группа России ленится до неприличия, Рубанов себе специальную подставку для саксофона завел, чтобы играть сидя и не таскать тяжелую кривую трубу, а Федоров от усталости плохо стоит на ногах еще до начала концерта. А уж в Новый год можно будет делать ставки на то, доползут ли музыканты до сцены или нет. Стоит это интеллектуальное казино 170 долларов с носа — со скромным ужином, водка и шампанское без ограничений.
Но это не самая наглая малобюджетная вечеринка ночи. Отличился, как обычно, «Летчик». Всего за пятьдесят баксов публике предлагается: La Comparsa Primera, сводный медный оркестр всех русских регги-групп, играющий духовые сальса-обработки советских песен кто в лес, кто по дрова, а также Алексей Паперный и группа «Там» (в афише официально не заявлены, но будут обязательно «по просьбам трудящихся»), плюс художественная самодеятельность самих залитых выше галстука трудящихся. Конкурирует с этим только «Морисвиль», где будут пьяные «Запрещенные барабанщики», «Каберне Денев» в постпохмельном синдроме и Карл Хламкин в делириуме. Вход 1500, место за столиком — 5000, кислородных масок не дают, а без них в лишенном вентиляции подвале можно (и нужно) умереть эдак минут через двадцать.
В общем, встречайте Новый год с мамой или с лыжниками в горах Андорры. По крайней мере, эти люди не будет сводить хаус с салатом оливье, а если и споют вам что-нибудь декадентное, то совершенно бесплатно.