Выставка «Искусство наций» в ЦДХ приурочена к 10-летию Международной конфедерации союзов художников (МКСХ). Организация эта — правопреемник Союза художников СССР со всеми вытекающими. За столом никто у нас не лишний, великая дружба братских народов, пусть расцветают сто цветов и тому подобное минус лояльность к правящей идеологии. С идеологией теперь непонятно: батька Лукашенко плетет одно, туркменбаши Сапармурат — другое, батоно Шеварднадзе — третье. В основе нынешнего художественного товарищества лежит причудливая смесь ностальгии, геополитики и идеализма. Искусство — это вроде бы такая надмирная идея, но на постсоветском пространстве распознать и оценить ее можно лишь с позиций прежнего тоталитарного опыта.
Связи хотя и шаткие, но по-человечески объяснимые. В странах СНГ работают сотни художников, получавших образование в Москве и Питере; не в Сохо же им теперь искать международного признания… Глобализация искусства представляется чем-то далеким и страшным, а тут существует испытанная схема: проявил себя с лучшей стороны в родной республике – поехал на выставку в Москву. Пусть ни славы, ни денег, но все же одна из мировых столиц, порт четырех, как недавно выяснилось, морей. Строка в биографию, фотки на память, жене и детям — сапоги…
Многие выставки, устраиваемые МКСХ, проходили по разряду культпоходов с багажом в виде произведений искусства. Тем неожиданнее, что в этот раз получилась иначе.
Стратегически ничего нового, но продуманная тактика принесла свои плоды. Редкий случай, когда «всесоюзный смотр» не вызывает отторжения с первых же минут, возник из-за подготовительной работы. Всего-то стоило внушить независимым творческим союзам серьезность намерений, намекнуть на недопустимость второго-третьего сорта, распланировать залы с помощью циркуля и линейки, а не прокуренного ногтя, развесить работы чуть посвободнее — и сразу вышло лучше. То есть можно уже смотреть на экспонаты без растущего напряга, делиться с друзьями впечатлениями в полной уверенности, что не путаешь украинскую скульптуру с таджикским гобеленом. И даже завести спор о путях постимперского развития национальных культур, особенно если начитаться статей из сопутствующего выставке альбома.
Правда, некоторые из имперских окраин присутствием не почтили. Так называемые страны Балтии интерес к московским тусовкам потеряли, видимо, окончательно, несмотря на все уговоры. Натовцы, что с них взять… А вот Союз художников Казахстана во главе Еркином Мергеновым очень стремился предстать во всем блеске, но груз завис на таможне и к открытию не поспел. За этими исключениями семья народов оказалась в сборе. Некоторые разделы выглядят весьма стильно, например узбекский «Сад восточной поэзии»: никакого модернизма — только птицы, деревья, цветы и волоокие красавицы. Азербайджанцы строят свой отсек на цветовых контрастах, а украинцы тянут пейзажную линию. СХ России, получивший максимум площадей, использовал их предельно бездарно: сплошная ситцевая Русь — никакого анализа сегодняшних тенденций. А питерцы по традиции завезли агрессивный салон, оставив за бортом все интересное, что есть в их городе.
Составной частью «Искусства наций» стал фотопроект Юрия Аввакумова «Точки схода». Правила игры просты: несколько мастеров объектива летом уходящего года были разосланы в творческие командировки с наказом привезти что-нибудь интересненькое. Взгляд вышел несколько туристическим, но помогло концепционное мышление. Сергей Леонтьев представил серию фотопортретов жителей Таджикистана, каждый из которых запечатлен с рукой у сердца — и национальный колорит, и подобие мессиджа. Юрий Пальмин сопоставил фрагменты древней архитектуры с видами среднеазиатской природы, Владимир Куприянов обратил взор на молдавскую монументалку вместе с окружающей средой, и т. д. Проект вышел неглубоким, но симпатичным.
Какие выводы надо сделать из всего увиденного, не очень ясно. То ли взгрустнуть об утраченном единстве, то ли помечтать о том, как в будущем мы снова заживем душа в душу. Выставка не исключает никаких настроений, но все же доминирует на ней интерес к искусству. Без всяких флуктуаций.