В четверг от МАГАТЭ пришло официальное сообщение, что на атомную электростанцию в Йонбене, расположенном к северу от Пхеньяна, доставлено ядерное топливо — 400 урановых стержней. «Мы заметили, что на пятимегаваттном реакторе АЭС в Йонбене ведутся работы, и мы знаем, что к реактору подвозили новое топливо», — заявил представитель МАГАТЭ Марк Гвоздецки. Пока стержни не загружены в реактор, но, очевидно, это будет сделано со дня на день. Теоретически уже спустя четыре месяца КНДР сможет производить оружейный плутоний, использующийся для создания боеголовок. По расчетам экспертов, месяц или два уйдет на запуск реактора в Йонбене, а еще от трех до семи месяцев потребуется на извлечение отработанных стержней из АЭС и их дальнейшую переработку в стратегическое сырье.
Опасаясь такого сценария, США еще в 1994 году заключили с Северной Кореей двустороннее соглашение о приостановке ее ядерной программы, и в том числе о закрытии электростанции в Йонбене.
Взамен официальный Пхеньян получил от американцев поставки мазута, который компенсировал отсутствие ядерного топлива, и обещание к 2003 году построить в Северной Корее два безопасных атомных реактора на легкой воде, не способных обогащать уран и редкоземельные металлы для создания оружия. В октябре нынешнего года на переговорах с помощником госсекретаря США Джеймсом Келли Пхеньян объявил об одностоннем выходе из соглашения (из-за задержек с поставками топлива и строительством АЭС) и о возобновлении ядерных разработок для производства электроэнергии.
Но фактически КНДР нарушила договор только в минувшее воскресенье, когда северокорейские инженеры пришли на опечатанную АЭС и стали снимать с нее пломбы. По словам представителя МАГАТЭ Гвоздецкого, к сегодняшнему дню они сломали уже большинство печатей и отключили все мониторинговое оборудование ООН.
В ответ глава Пентагона Дональд Рамсфельд пригрозил Ким Чен Иру войной: «Думаю, Северная Корея заблуждается, считая, что иракский вопрос отвлечет от нее внимание. Вооруженные силы США способны участвовать сразу в двух региональных конфликтах, победить в них, не прекращая при этом борьбы с международным терроризмом».
Реакции США на загрузку атомного реактора топливом пока не последовало, но, очевидно, она не заставит себя ждать – с утра события в северокорейском Йонбене стали главной темой выпусков новостей CNN. Впрочем, ближайшие соседи КНДР – Япония и Южная Корея воспринимают действия Пхеньяна не как реальную угрозу, а как политическую акцию. «Похоже, речь идет о провокации. Мы отвергаем подобные действия», — заявил генсек кабинета министров Японии Ясуо Фукуда. Президент Южной Кореи Ким Дэ Чжун сказал, что не потерпит от Пхеньяна шагов, направленных на создания ядерного оружия, и что кризис нужно урегулировать путем диалога.
Россия наблюдает за запуском АЭС сдержанно. «В Москве ожидают от всех заинтересованных сторон выполнения принятых на себя обязательств, включая рамочное соглашение между КНДР и США 1994 года, и налаживания мирного и конструктивного диалога с целью решения вопросов, вызывающих озабоченность у многих стран, расположенных в этой части мира, — заявил РИА «Новости» представитель МИД Александр Яковенко. — В целом же очевидно, что речь тут идет не о техническом, а о политическом измерении этой проблемы».
Оснований для серьезных опасений действительно почти нет. Пока ничто не говорит о том, что Северная Корея в самом деле собирается использовать АЭС не только для выработки электроэнергии, но и для производства плутония. В существующем же ядерном арсенале КНДР, несмотря на все воинственные заявления Пхеньяна, по самым смелым оценкам экспертов, имеется максимум один или два готовых боезаряда.