В Волгоградском областном суде начался повторный судебный процесс по делу о незаконном усыновлении гражданами Италии 558 волгоградских детей. Главной обвиняемой по этому делу проходит 47-летняя гражданка Италии Надежда Фратти. Ее подозревают в даче взяток и подделке документов при посредничестве в усыновлении. Вместе с ней на скамье подсудимых оказались главврач Михайловского дома ребенка Антонина Текучева, экс-директор Кировского детдома Татьяна Чаплина и бывший инспектор областного комитета образования Валентина Герусова, которых обвиняют в получении взяток. Процесс, получивший широкую огласку, проходит в открытом для прессы режиме, председательствует на нем федеральный судья Сергей Бояров.
Как рассказал «Газете.Ru» начальник уголовно-судебного управления прокуратуры Волгоградской области Николай Ерешкин, на первом заседании было зачитано обвинительное заключение, после чего гособвинитель потребовал признать всех подсудимых виновными. На следующих слушаниях будут допрошены подсудимые, затем свидетели обвинения, а потом свидетели защиты.
Как ожидают в прокуратуре, процесс закончится в феврале будущего года. Однако предугадать решение суда в прокуратуре не берутся.
«Есть такие уголовные дела, в исходе которых мы абсолютно уверены, так называемые чистые, где собрано большое количество доказательств против подсудимого, — пояснили в прокуратуре. — Однако «дело Фратти» получило большую огласку, но в прошлый раз судья заявил о недостаточности доказательств. О том, как поведет себя новый судья, мы сказать не можем».
Если этот процесс в отличие от прошлого закончится обвинительным приговором, то бывшей гражданке России Надежде Фратти грозит до семи лет тюрьмы, а остальных подсудимых могут отправить в колонию на два года.
А события развивались так. 47-летняя Надежда Фратти вернулась в Волгоград из Италии в 1993 году как представитель ассоциации «Аркобалено». Эта компания занималась усыновлением и вывозом в Италию российских сирот. За каждого ребенка, по данным следствия, Фратти получала до $12 тыс. посреднических.
Прокуратура возбудила против Фратти уголовное дело в январе 2001 года, после того как следователям были представлены материалы УФСБ по Волгоградской области. Оказалось, что с 1993-го по 2000 год из детдомов за границу увезли 558 детей. Причем большая часть документов, по которым дети передавались новым родителям, были поддельными. В марте 2001 года Фратти была арестована (через полгода ее выпустили под подписку о невыезде и залог в $10 тыс.). При обыске у Фратти обнаружили бланки документов, а также печати различных российских ведомств.
Затем выяснилось, что у гражданки Италии были помощники из числа сотрудников органов опеки и руководства детдомов. Из общего уголовного дела о незаконном усыновлении было выделено более десятка отдельных дел. Так, в сентябре 2001 года в рамках одного из этих дел была признана виновной директор Волжского детдома Людмила Ульянцева. Она была осуждена на два года лишения свободы за присвоение госсредств. Как рассказали в прокуратуре, в отношении остальных знакомых и сообщников Фратти уголовные дела вскоре были прекращены за недостатком улик.
Те, кто сидит сейчас на скамье подсудимых вместе с Фратти (главврач дома ребенка, директор детдома и инспектор комитета образования), обвиняются прокуратурой в получении взяток в виде бесплатных поездок в Италию за счет Фратти. По словам подсудимых, они ездили в Италию, чтобы посмотреть на условия жизни детей, однако следствие расценило это именно как форму получения взяток.
Ранее предполагалось, что судьба усыновленных детей находится под угрозой, в частности, их могли отправить в Италию в качестве доноров внутренних органов.
Однако позже из Италии пришел ответ, что 46 детей живут в благополучных семьях и ни в чем не нуждаются. После того как дело Фратти приобрело огласку, итальянцы, усыновившее в свое время российских детей, начали волноваться. Однако, как заявили в прокуратуре, «если у детей все хорошо, то забирать их у приемных родителей никто не будет».
Первый судебный процесс по этому делу завершился тем, что Волгоградский облсуд оправдал Надежду Фратти и ее подельников. Судья Юрий Коновалов решил, что прокуратуре не удалось собрать достаточных доказательств вины подсудимых. Как выяснилось во время закрытого для прессы процесса, все четверо обвиняемых отказались от своих предыдущих показаний, заявив, что сделали признания под давлением следователей, угрожавших арестовать их родственников. Экспертизой же было установлено, что поддельные печати в процессе усыновления не применялись, и в приговоре ни слова не было сказано о том, что остается неизвестной судьба более 500 вывезенных за границу детей. (Выяснением судьбы бывших детдомовцев до сих пор занимается прокуратура области.)
В результате 11 сентября этого года Верховный суд России отменил оправдательный приговор в отношении Фратти и трех ее сообщниц. Дело направили на новое рассмотрение в Волгоградский суд, но уже с другим составом судей. По мнению представителей высшей инстанции, судья Коновалов не дал должной оценки признательным показаниям обвиняемых во время следствия. Кроме того, суд не принял во внимание показания главврача Михайловского дома ребенка Антонины Текучевой, которая предоставляла Фратти документы, необходимые для последующего усыновления детей, и выезжала за оказанные услуги в Италию. Верховный суд пришел к выводу, что Коновалов «необоснованно не учел данные показания, односторонне рассмотрел материалы уголовного дела» и вынес ошибочный приговор.
Как бы то ни было, в прокуратуре Волгоградской области пока не питают больших надежд на то, что во второй раз суд все же признает Фратти виновной — «в связи с влиятельностью подсудимой во властных структурах области».