За полчаса до начала пресс-конференции по клубу начинает бегать взволнованная мама фронтмена группы «Паперный Т.А.М.»и по совместительству арт-менеджер «Китайского летчика». Провожая каждого гостя к столику, совсем по-домашнему спрашивает: «Как дела?» Потом в уютной красной кофточке появляется и сам Алексей Паперный, берет микрофон, желает всем приятного аппетита и начинает рассказывать о своих сказках.
Т.А.М. –это товарищество актеров и музыкантов, возглавляемое Паперным. Идея созданной лет пять назад группы возникла в процессе работы над спектаклем «Твербуль», который не прижился в России, но стал популярным на Западе. Накопившиеся песни надо было куда-то девать, и актер-режиссер Паперный собрал группу, которая играла вне стен родного «Китайского летчика» единственный раз, называя это место идеальным.
Новый диск — своеобразный саундтрек к детской книжке «Удивительные приключения», опубликованной Паперным не так давно. Это необыкновенные истории о кучерявом мальчике Берти и о матросе Козихине, который заснул за штурвалом, за что и был изгнан с корабля, об известном всем летчике Джао Да, летающем где ему вздумается, и о сэре Джоне Кукере. «Меня зовут Берти. Я путешественник… наверное», — эти слова из песни «Я и Я» и есть главная идея нового альбома. Жажда странствий и жажда волшебного, настоящее путешествие в мир добрых сказок – очень «сладкая» концепция. Несмотря на это диск получился сильным и современным. Первые куплеты многих песен звучат почти по-бардовски, но дальше все намного тяжелее, ритмичнее и как-то материальнее.
Паперный выпустил до этого два альбома – «Скажилегко» и «Любимая» — тоже красивых, но более «раздерганных»: «Были периоды, когда я метался, хотел современным быть, искал «формат». Но теперь я понимаю, что это была такая глупость! Главное – это быть с собой в ладу, тогда и другим понравится». Несмотря на это, автор, по собственному признанию, не воспринимает два первых диска как полную ерунду, потому что было в них «и что-то хорошее». Например, сочетание рок-н-рольных аранжировок и некоей камерной театральности, когда в песне ясно просматривается задник сцены: «Они дрались за женщину в июле / в уборной ресторана «Каблучок» / кровавые стекали струи / в толчок, в толчок».
Новая пластинка, в отличие от двух предыдущих, не малотиражный презент «для своих», она записана в расчете на массового потребителя. И хотя сам Паперный скромно заявляет, что он «не стремится завоевать весь мир, а живет в своей среде (читай – в «Летчике»)», — понятно, что это маленькое лукавство. Песни с «Удивительных приключений» предназначены для всех, кто еще способен чувствовать себя ребенком.
Несмотря на такую «коммерческую ориентацию», загнать «Удивительные приключения» в рамки определенного жанра так и не получается: «Ну как можно определить стиль, в котором плавает рыба или летает птица?!» — недоумевает Алексей. Это не так называемый «русский рок», не попса и не детские песенки. Это и то, и другое, и третье. И еще это немного шансон, тот шансон, представительницей которого была Эдит Пиаф. Единственное, что можно сказать с уверенностью: «Паперный ТАМ» – не клон, и уже одно это делает его интересным.
«Хорошо сидеть на свете посреди Земли» - последняя на диске и любимая песня автора. История ее написания характерна: уломав знакомую бабушку-вахтершу спеть, музыканты обнаружили у нее очень милый голос, записали слова, кое-что досочинили и провозгласили:
Я живу себе и рада.
Эх, ядрена мать!