С подачи чешского центра в Москве гастролируют независимые моравские музыканты. Мероприятие это тихое, камерное, практически без рекламы, концерты проходят в нескольких местах, хоть как-то анонсируют их только «Дом», где мораваны из Брно загнаны в рамки очередного междусобойчика с пышным названием «Австро-венгерский имперский фестиваль», и «Альгамбра» – новый клуб промоутера и пропагандиста мировой музыки с восточным колоритом Назима Надирова. «Альгамбра», цитадель всего восточного и высококультурного в варварской, холодной и ксенофобской России, пока находится в развалинах, точнее, в клубе еще не закончен ремонт. Концерт, тем не менее, состоится, хочется надеяться, что отопление в клубе уже есть, и самое страшное, что с гостями случится, – они просто перемажутся побелкой.
Музыканты тем временем приезжают удивительно интересные.
Брно – индустриальная столица Чехии с продвинутой ночной жизнью, альтернативная сцена в этом городе гораздо сильнее, чем в Праге.
Расцветают все цветы – мрачная электроника, рок, панк и достаточно экзотические промежуточные стили. Есть некие незыблемые традиции. Например, в каждой уважающей себя брненской группе, будь это электронный или рок-коллектив, есть виолончелистка. Причем под словом «рок» в Брно понимают не гнусавое сипение и выколачивание денег, понимаемое под этим термином в чешской столице, оригинальная рок-жизнь которой куда бездарнее московской, а продуманную, хорошо сделанную и красивую музыку, которая, правда, может показаться скучноватой любителям рубилова.
В «Доме» выступят пять групп, так или иначе вышедших из очень влиятельной рок-группы в Моравии Dunaj, в том числе Boo с гитаристом и ударником, доставшимися от родоначальников и отцов-основателей «брненской сцены», скрипачом-солистом и виолончелисткой, играющими параноидально-капризный арт-рок с тягучими балладами, воплями и всплесками, шепотом и вздохами. Выступит также ортодоксальный блюз-роковый коллектив Ty Sycaci, готическая рок-шансон-группа VRM, поющая о смерти и детстве разные банальности, поскольку ничего нового об этом спеть все равно, по их мнению, нельзя, и группа Krasa. О группе под названием «Красота» ничего сказать не можем – в «Гугле» на этот поиск выдаются в основном женские журналы и сайты пражских борделей (самое любимое заведение «Газеты.Ru», оно уже открылось после наводнения, спросите на Жижкове, там любой покажет). Все эти группы – одна большая компания, составы пересекаются во многих точках, да так, что гитарист в одной группе может быть пианистом в другой и вокалистом в третьей.
Изюминка всей этой тусовки называется Tara Fuki. Две виолончелистки сделали собственный проект. Андреа Констанкевич и Дорота Блахутова — польки из Моравии, обе учились в Остравской консерватории, там и познакомились. Обе играют в разных брненских группах. Обе немного поют не очень сильными низкими голосами в джазовой манере. Причем считают, что петь можно только по-польски – он гораздо мягче чешского, ему придают особое очарование многочисленные шипящие.
Барышни шипят под восхитительные струнные аранжировки. Конечно, еще апокалиптические финны доказали, что виолончель – великолепный инструмент для рока. Проблема в том, что рокерши Tara Fuki не играют рок – это скорее какой-то этно-джазовый неошансон с малой толикой ближневосточного колорита, минимализма и еще бог знает чего, сыгранный с щегольством, возможным только у выпускниц провинциальных консерваторий, спетый с должной страстью, с обязательными, по-видимому, для западнославянской музыки переходами от меланхолии к вспышкам бурной страсти. Виолончель оказалась здесь просто изумительной фишкой. «Песенки для сна» (так называется их единственный альбом) звучат, как страшноватые сказки, в которых небанально рассказывается про любовь, смерть, детство и прочие банальности. Возможно? человек, понимающий по-польски, услышит там нечто совсем другое. Это его проблема.
Еще барышни залихватски повизгивают и покрикивают, вздыхают в сложном ритме, топают ногами и звенят в бубны – когда не играют на виолончелях, разумеется. Выступят они на общем концерте в «Доме» вместе со всей братвой, а также в недостроенной «Альгамбре». На их сайте отмечено пять концертов в Москве. Однако число, судя по всему, преувеличено для солидности, к тому же туда включены закрытые приемы и концерты в посольствах Чехии и Польши. Наверное, и туда можно прорваться крепить братские связи. Ну или просто надеяться, что до окончания ремонта в «Альгамбре» будет хорошая акустика.
«Дом» (выступят все перечисленные группы). 14 ноября, 19.30.
«Альгамбра». Tara Fuki. 15 ноября, 21.30. Адрес нового клуба – ЦДХ, вход справа.