Фестиваль был придуман и впервые проведен в 1998 году пятью московскими критиками, двое из которых – Марина Давыдова (газета «Консерватор») и Роман Должанский (газета «Коммерсант») – продолжают и сегодня сохранять интерес к мероприятию и тратят много энергии на то, чтобы оно состоялось. С прошлого года соучредителем фестиваля стал Центр имени Вс.Мейерхольда, так что все привезенные спектакли будут показаны именно в ЦИМе на Новослободской.
Из года в год организаторы не устают повторять: суть аббревиатуры NET — ни в коем случае не в отрицании, брошенном театру и миру. «Мы верим, что новый европейский театр – не миф, а реальность, и хотим, чтобы она была дана российским зрителям в ощущениях».
У нынешнего, четвертого, NETа несколько особенностей. Доминировавшие на прошлых фестивалях театры из Восточной Европы в этот раз уступили место коллективам из Европы Западной: устроители привозят спектакль цюрихского театра «Ноймаркт» «Stabat Mater/Неприметное изменение» на музыку Дж.Перголезе в постановке Отто Куклы (9, 10 ноября); три коротких балета разных лет знаменитой английской танцевальной компании Акрама Хана (11, 12 ноября) и две постановки прославленного французского хореографа венгерского происхождения Жозефа Наджа: «Время отступлений» (19, 20 ноября) и «Войцек» (22, 23 ноября). Последний из спектаклей имеет подзаголовок «набросок к головокружению» и является свободным переложением одноименной пьесы Георга Бюхнера.
Ни одну из этих постановок нельзя отнести к собственно драматическим зрелищам. Все они являются наглядным свидетельством европейской тенденции к осознанному и активному размванию жанровых границ. Участие в фестивале таких мастеров, как Акрам Хан и Жозеф Надж, подчеркивает, что понятия «новое» и «молодое» не всегда тождественны.
Еще одно новшество – обширная московская программа. Помимо уже упомянутого мхатовского «Терроризма» в нее включены «Паразиты» Мариуса фон Майенбурга (режиссер Живиле Монтвилайте; проект ЦИМа), «Лицедей» Томаса Бернхарда (режиссер Миндаугас Карбаускис, Театр п/р О.Табакова), «Арабская ночь» Роланда Шиммельпфеннига (режиссер Александр Назаров, Театральная мастерская Г.Тараторкина), «Облом-off» Михаила Угарова в его же постановке (Центр драматургии и режиссуры п/р А.Казанцева и М.Рощина). Все они будут играться на своих привычных площадках.
Традиционный участник всех фестивалей «NET» человек-театр Евгений Гришковец сыграет в этот раз свой кемеровский спектакль десятилетней давности «Титаник-92» (13, 14 ноября).
Планируется также проведение мастер-классов Акрама Хана и Жозефа Наджа и видеопоказ наджевского спектакля «Философы».
Не приедет в Москву, «по причинам, от редакции не зависящим», всеми с нетерпением ожидавшийся варшавский спектакль «Психоз 4.48» по пьесе Сары Кейн в постановке 34-летнего режиссера Гжегожа Яжины, философа по образованию. По всей видимости, именно он и должен был стать изюминкой фестиваля, чья эмблема – нежный розово-голубой росток, пробившийся из обрубка отполированного и чуть ли не покрытого лаком дерева.