Как настоящий ренегат, перебравшийся из Болливуда в Голливуд, режиссер Шекар Капур святее Голдвина и Майера, а также других основателей фабрики сновидений. Последний сипай Британской империи, он пишет ее историю со страстью и грустью ветерана, вспоминающего былое величие, частью которого ему посчастливилось быть. Результатом этой страсти стала номинация на «Оскар» за «Елизавету».
Вообще, британский дух отчего-то лучше чувствуют бывшие заокеанские подданные короны. Один из главных викторианских романов — «Разум и чувствительность» Джейн Остен — экранизировал тайванец Энг Ли. А Шекар Капур выбрал для своего нового проекта популярный авантюрный роман 1902 года «Четыре пера» (Four Feathers) некого Мэсона, посвященный воинской чести и высокому духу колониализма образца семидесятых годов девятнадцатого столетия.
Офицерам полка королевских гвардейцев объявлено, что они отправляются на войну в Судан — подавлять восстание мусульман. Один из офицеров, Гарри Фавершем, лучший в полку, внезапно понимает, что не испытывает никакого желания сложить голову во славу королевы в какой-то богом забытом пустыне.
После недолгих сомнений он подает в отставку прямо накануне отправки на фронт. Смущенные его поступком друзья и невеста дарят Гарри четыре белых пера — знак трусости. Отец, кадровый военный, отворачивается от него. Чтобы искупить свой позор и доказать миру и себе, что он не трус, Гарри тайно отправляется в Судан, чтобы принести пользу своим друзьям или погибнуть.
Патриотический роман для юношества, по которому поставлен фильм, экранизировался до постановки Капура четырежды, в первый раз — в пятнадцатом году прошлого века, когда от описываемых событий зрителя отделяло около сорока лет. Шекару Капуру пришлось труднее.
Мир, в котором бесчестье и общественное презрение могли до основания разрушить жизнь человека, давно исчез, и Капуру пришлось собирать его по кускам, словно скелет доисторического животного. И здесь произошла какая-то ошибка. Собирал он тираннозавра, а собрал симпатичного пуделя.
И дело тут, разумеется, не в недостатке свирепости. Ярости, которая снедает этого режиссера, хватило бы, чтобы взорвать резиденцию Хусейна. Вооруженное противостояние между британским экспедиционным корпусом и войсками повстанцев временами поднимается до фантастической эпичности «Дюны» Фрэнка Херберта с ее фрименами и имперскими десантниками. Ятаган против палаша, пушки против тоскливо-отчаянного воя кочевников, красный мундир против драной джеллабы — Шекар Капур пленных не берет.
Но целью его была не война, которая, как известно, — продолжение политики другими средствами. В «Елизавете» режиссер стремился передать кровавый и изменчивый дух эпохи, в новом фильме он пытался ответить на вопрос — что заставляло солдат империи гибнуть по всему миру. Целью Капура был загадочный ныне конгломерат чести, присяги, общественного мнения и духа авантюры, скреплявший владения британской короны крепче военной мощи и породивший Киплинга, а также последнего героя империи Лоренса Аравийского.
Однако времена эти давно ушли. «Четыре пера» Шекара Капура не подняли такой груз. Вместо имперского космоса на съемочную площадку голливудского режиссера прокрался давно им забытый, но непобежденный Болливуд.
Мелодрама с нечаянными встречами, долгими проводами и слезами сильных мужчин, женский роман в пороховом дыму
Описанная Капуром эпоха была одновременно величественной, жестокой и сентиментальной. Здесь сентиментальность победила.
Главные роли исполнили Хит Леджер и Уэс Бентли, снимавшиеся в отмеченных «Оскарами» «Бале монстров» и «Красоте по-американски». Такая концентрация наград киноакадемии вокруг этого фильма делает его хорошим претендентом на «Оскар» этого года. Оценить шансы «Четырех перьев» можно в «Орбите», «Праге», «Стреле», Большом зале ЦДЛ и других кинотеатрах.