Жюри во главе с директором галереи «Тэйт» Николасом Серотой проявило редкий вкус и отобрало четыре проекта, один другого краше. Актуальные художники Фиона Бэннер, Лайам Джиллик, Кейт Тайсон и Кэтрин Ясс будут бороться за двадцать тысяч лауреатских фунтов. Одновременно с объявлением номинантов в лондонской галерее «Тэйт» открылась выставка соискателей.
Больше всего внимания привлекли работы Фионы Бэннер. «Гвоздь» выставки – гигантский, на всю стену, плакат, на котором ядовито-розовыми буквами написан подробный пересказ порнофильма «Женщина-жопа в стране чудес» («Arsewoman in wonderland»). Так же называется и сам объект. Бэннер вообще работает со словом и с использованием языка в жизни. Среди ее работ критика отмечает «Точки» — крупные бронзовые шары, символизирующие точки, а также жизнеописание натурщицы, позирующей обнаженной. Куратор выставки отверг мнение о том, что Бэннер номинировали из-за «клубничных» соображений: «Независимое жюри считает, что она внесла огромный вклад в современное британское искусство. Искусство, описывающее порнографию, не есть порнография». Ранее Бэннер занималась проблемой насилия, ее проект 1997 года был посвящен войне во Вьетнаме.
Другой номинант, Лайам Джиллик, создал подвесной потолок-витраж из цветного стекла. В сопроводиловке к этой работе утверждается, что поведение людей сильно меняется в зависимости от окружения. Как должно измениться поведение посетителей при чтении этого трюизма под синими и красными стеклами, не уточняется.
Кейт Тайсон создал произведение искусства «Мыслитель после Родена». Это восьмиугольный в сечении обелиск с компьютером внутри. На выставке представлено также множество абстрактных полотен художника, посвященных тайнам вселенной.
Кэтрин Ясс представила два образца видео-арта. Один снят камерой, установленной на вертолете с дистанционным управлением (его заказала и приобрела телекомпания «Би-Би-Си»), другой – медленный подъем камеры сквозь туман на гигантском подъемном кране в гавани «Кэнэри» в восточном Лондоне. Крошечный геликоптер крутится и носится над крышами британской столицы, давая потрясающий эффект присутствия, камера на подъемном кране медленно и методично поднимается, отодвигая горизонт. Среди работ Ясс также есть снимки, сделанные падающей с небоскреба автоматической фотокамерой (тут невольно вспоминается Стэнли Кубрик, который выкинул из окна несколько кинокамер, чтобы снять, как главный герой «Заводного апельсина» Алекс пытается покончить с собой).
Награда будет вручена 8 декабря. Победитель получает все. В прошлом году двадцать тысяч фунтов достались тридцатитрехлетнему Мартину Криду за инсталляцию «Свет включается и выключается». В пустой галерее лампы дневного света включаются и выключаются. Критика была в восторге.