В Москву привезли с кратковременным неофициальным визитом из Русского музея «Заседание Государственного совета» Ильи Репина, организовав в небольшом, в сущности, помещении Выставочного зала федеральных архивов грандиозную выставку, состоящую, собственно, из шедевра русского критического реализма, эскизов к нему (отдельные вполне законченные портреты членов совета), а также архивных документов, касающихся истории этого загадочного органа власти.
Выставка, само собой, юбилейная. По идее она должна была состояться в прошлом году, к двухсотлетию образования Госсовета. Задача, однако, была очень сложной: собрать деньги, организовать предварительную реставрацию, новый подрамник, мытье картины, перевозку грандиозного полотна размером четыре на девять метров – все эти задачи удалось решить только сейчас.
В результате выставка два дня проходила в Георгиевском зале Кремля, где ее посетили члены современного Государственного совета. Потом ее перевезли в здание на Пироговке. Впрочем, Давид Бернштейн, автор дизайна выставки, главный художник ГМИИ имени Пушкина, заявил, что, поскольку свойства зала здесь совершенно другие, экспозиция в архивах очень сильно отличается от кремлевской.
Главный экспонат не стали вешать на сцену, соорудив нечто вроде подрамника и поставив картину по диагонали зала. Спереди висит сама работа, сзади – несколько эскизов, мундир члена государственного совета и пара документов, в том числе наделавший много шуму фальшивый указ Александра II, отменяющий крепостное право, армию и рекрутский набор, а также делающий Госсовет выборным органом. Сзади к тому же видны ребра громадного стенда, разнообразная машинерия, лебедки и тросы, которые, по словам главы архивной службы России, символизируют механизмы власти.
Перед картиной размещены столы-стенды с документами, посвященными деятельности Госсовета. Это еще одна находка дизайнеров выставки: бумаги расположены на столах на нескольких уровнях, они как бы образуют своеобразные маленькие трибуны, что отлично рифмуется с главным экспонатом. В других комнатах – портреты членов Госсовета, маленький многофигурный эскиз полотна, рисунки формы членов Госсовета разных времен, документы, распоряжения, выписки из протоколов заседаний и так далее. Маленький проходной зальчик посвящен четырем героям – прокурору святейшего синода Победоносцеву, князю Михаилу Волконскому (сыну бунтовщика и каторжника, ставшему членом одного из высших органов власти), премьеру Витте и великому князю Михаилу Николаевичу, председателю Госсовета. Рядом с репинским портретом каждого – документы и фотографии, письма и воспоминания. Изображение разрушенного поезда, благодаря которому Витте стал министром путей сообщения, записка Победоносцева о Достоевском, где тот назван единственным русским писателем, защищающим Веру и Самодержавие, карикатура на Победоносцева, сжигающего Толстого, указ о возвращении дворянства детям участников восстания 14 декабря 1825 года и многое другое.
Третий зал рассказывает о падении Госсовета, который был упразднен лишь спустя два месяца после Февральской революции, и о двух попытках его восстановления. Первая случилась в сентябре 1991 года, в последние недели правления Горбачева. А вторая – в августе 2000 года. Что бы сделал художник с сатирическим талантом Репина из его нынешних членов-пиджаков, даже обсуждать не хочется, тем более что нынешний Госсовет — лишь тень старинного, это консультативный орган при президенте, никаких документов не принимающий и властью не обладающий. Госсовет, созданный в 1801 году, тоже был консультативным и законосовещательным, но все-таки высшим органом государственной власти
Утверждается, что совокупная страховая стоимость экспонатов, предоставленных архивами (Третьяковка, где тоже имеются эскизы к полотну, их не дала), сравнима по крайней мере со страховой стоимостью «Заседания», которая составляет 12 миллионов долларов. Это самая дорогая выставка в истории Выставочного зала федеральных архивов. Тем не менее, по словам Сергея Мироненко, директора Госархива и научного руководителя выставки, ни копейки бюджетных денег на нее не потрачено (имеется в виду, конечно, только выставка «для народа»; экспозицию в Георгиевском зале организовало Управление делами президента). Все сплошь деньги частных спонсоров: президента Фонда содействия кадетским корпусам (sic!) Бориса Йордана, а также института «Открытое общество», издавшего красочный и информативный, хотя и несколько сумбурный каталог.
На вопрос о том, правомерно ли то, что государственную пропагандистскую выставку финансируют частные лица и иностранные благотворительные фонды, организаторы ответили дипломатично: нет ничего плохого в том, что идет во благо, спонсоры не дают идеологических установок и требуют только упоминать их имена и пр.
Выставка продлится до вторника, причем зал будет открыт в субботу и воскресенье. Вход бесплатный, но нужно обязательно брать с собой паспорт. Какого эффекта собираются добиться устроители, со столь большой помпой предъявляя зрителю сатирическое в общем-то полотно и наталкивая его на нелестные аналогии с современностью, ведают, видимо, только кремлевские специалисты по связям с общественностью.