Несмотря на мужское имя, режиссер Тони Маршалл — женщина, снимающая специфически женское кино. Уклоняясь от эксцессов феминизма Катрин Брейа, свирепости Клер Дени или консервативного простодушия Норы Эфрон, Тони Маршалл делает фильмы о женском взгляде посредством бесполого зрения кинокамеры. Вероятно, ближе всего к ней в этом смысле стоит Джейн Кэмпион — с поправкой на географию их искусства и очевидную разницу в темпераменте. Тони Маршалл все же француженка.
Получив «Сезара» за свой предыдущий фильм «Салон красоты «Венера»», свой новый проект она представила на фестивале в Венеции. Картина «Рядом с раем» заявлена как романтическая комедия, но кажется, что этого было бы маловато и для Венеции, и для Тони Маршалл, и уж точно для Катрин Денев и Уильяма Херта, сыгравших главные роли.
Персонаж Катрин Денев — парижский искусствовед по имени Фанетт. Фильм начинается как образцовое европейское кино, с истерики. Истерику закатывает героине ее бывший однокурсник, безответно влюбленный в нее уже третий десяток лет. Сама же Фанетт работает, ходит в кино на старые фильмы и тоскует по мужчине, с которым рассталась много лет назад. Множество кавалеров появляются вокруг нее как тени, осыпают невнятными упреками и исчезают. Осыпает ее жалобами и упреками и взрослая дочь, судя по всему, предпочитающая женщин. Тони Маршалл сладострастно терзает зрителя посредственной французской драмой, доводя штампы жанра почти до абсурда.
Но однажды Фанетт получает письмо, в котором ее незабвенный назначает ей свидание в Нью-Йорке, на крыше Эмпайр-Стейт-билдинг, там же, где встречались влюбленные в их любимом фильме «Незабываемая любовь». Под предлогом командировки Фанетт едет в Америку, чтобы встретиться с мужчиной своей жизни.
Там она встретит фотографа, который должен сделать снимки полотен известного художника для книги Фанетт. И с этого момента начинается совсем другое кино — непринужденное, элегантное и легкомысленное, как положено истории, снятой на родине мюзикла.
Тони Маршалл уверенно лепит мир из мокрых носовых платков, тесных туфель, старых фильмов и мечтаний о принце, и этот мир получается воздушным и текучим, полупрозрачным, как положено грезам, любви, кино и всему, что находится рядом с раем. Однако во всем происходящем на экране слишком много иронии и лукавства, чтобы рассматривать фильм как простую мелодраму. Собственно, даже предположение о том, что Маршалл снимала картину о месте Катрин Денев в мировом кино, тоже выглядит слишком скучным и серьезным для этой картины.
Сделав картину легкую и воздушную, как взбитые сливки, немного приторную и восхитительно лукавую, Тони Маршалл превратила сказочную мелодраму о путешествии вечной дневной красавицы Катрин Денев за океан в ироничный диалог между американским и европейским кино. По-королевски стареющая Денев, перекрученная своими страхами и европейской холодностью, наталкивается на непосредственность американского романтического мюзикла в лице фотографа Уильяма Херта. Битва между американским легкостью и угрюмой европейской рефлексией заканчивается поражением последней.
Впрочем, может быть, Тони Маршалл просто захотела дать героине Катрин Денев, уже больше тридцати лет разбивающей на экране сердца мужчин и свое собственное сердце, немного счастья и радости. Того самого рая, который всегда в двух шагах от любой женщины и в кино, и в жизни.
Только в кинотеатре «35 мм».