Петербург ждет такое, что михалковский шансон про «орла, совершающего свой полет», покажется «Одиссеей».
Конкурс на сочинение гимна Санкт-Петербурга был объявлен Законодательным собранием города. Главная проблема конкурса – слова, поскольку мелодию петербуржцы давно и безоговорочно выбрали. Это «Гимн Великому городу» Р. Глиэра – музыка из балета «Медный всадник». Поначалу проблема текста казалась практически решенной: достаточно было совместить ритм Глиэра с строчками вступления к одноименной поэме, где самые теплые слова о Петербурге уже сказаны так, что лучше не надо. Однако как ни пыжилось геральдическое общество, пушкинские рифмы на глиэровские такты не ложились. Пришлось звать на помощь народные массы.
И вот, окончательно потеряв голову от капитального евроремонта, посвященного своему трехсотлетию, город в массовом порядке наплел виршей и нарифмовал слово «твердь» (подразумевая болотистые почвы невских берегов) со словом «жердь» (имея в виду шпиль Адмиралтейства). На конкурс было прислано около 350 гимнов. Трудились над ними преимущественно пенсионеры, авторам моложе 30 лет принадлежит только 5% работ. Воспевают граждане все, что только может способствовать получению желанной рифмы. Например, так:
Люблю твои фонтаны и трамваи,
Мосты, гранит священных берегов,
Люблю сады, дворцы, музеи, бани
И перезвон твоих колоколов!
Или так:
Вознесся в небо шпиль Адмиралтейства,
И добрый ангел нас хранит.
Дворцовую мы знаем с детства,
Болеем мы за наш «Зенит»!
Не забыли патриоты не только баню и футбол, но и родных милиционеров:
Гранит Невы ласкает нежно воды,
Обветрил ветер лица постовым.
Проходят мимо разные народы
По площадям, проспектам, мостовым.
Крайне популярна тема Питера как родины великих людей и правителей России:
Здесь Пушкин юный покорил лицей,
Уже сравнимый с гением по силе,
И здесь же родина стала для царей
И для президента нашего России.
Не меньше пенсионеров усердствовали инженеры. Некий кандидат технических наук, один из авторов и составителей сборника стихов «Лирика холодильщиков XX--XXI вв.», сочинил следующее:
Да здравствует город, Петром возведенный,
Пусть гордо Нева свои волны несет,
И славится дух непокорным рожденный,
Во Всаднике Медном который живет.
Как ни усердствовали отцы города, привлечь квалифицированные поэтические силы Петербурга к сочинению гимна практически не удалось. Несмотря на августовский призыв инициатора конкурса депутата законодательного собрания Вадима Тюльпанова к «поэтам Петербурга», в число коих, по его мнению, входят Б. Гребенщиков, Ю. Шевчук, И. Корнелюк, М. Боярский, Д. Арбенина, С. Сурганова, Э. Хиль и др., из них откликнулся только бард Александр Городницкий. Он представил внятные, но несколько несовместимые с исторической правдой строки:
Люблю тебя я, мой город величавый,
Дворцовых фасадов недвижный парад,
Твой каждый камень овеян славой, —
Торцы мостовых и граниты оград.
Открыв морей неведомые воды,
На радость нам и недругам на страх,
Не волей царей, а волею народа,
Ты гордо встал на невских берегах.
Это один из главных претендентов. Оценивала все представленные вирши конкурсная комиссия во главе с Тюльпановым. Из всех присланных вариантов она отбирает наиболее пригодные и представляет их вниманию сформированного из почетных граждан Петербурга жюри. В его состав вошли Жорес Алферов, Наталья Дудинская, Кирилл Лавров, Алиса Фрейндлих, Игорь Спасский и др. В общей сложности конкурсная комиссия провела три заседания. К последнему туру были допущены 19 работ, каждый из членов комиссии должен был выбрать до 10 вариантов. В итоге были отобраны стихи Александра Городницкого и члена СП РФ Олега Чупрова (этот господин специализируется на гимнах, он написал гимн ЛВО и еще несколько ведомственных песен о главном), а также пенсионерки Натальи Богачевой, юриста по специальности. Как отметил член конкурсной комиссии, ученый секретарь «Пушкинского дома» Юрий Прозоров, текст Богачевой обязательно должен быть доработан в течение ближайшей недели, поскольку его слова «несколько не соответствуют ритмическому рисунку «Гимна великому городу» Глиэра».
Два других варианта также могут быть отредактированы авторами к 24 октября — дню, когда все три произведения будут исполнены детским хором радио и телевидения в Эрмитажном театре. 25 октября конкурсное жюри назовет окончательного победителя. В случае, если комиссия не сочтет возможным использовать в качестве текста города ни один из представленных вариантов, конкурс будет считаться несостоявшимся.