Декоративное оформление сцен, костюмы, готические розы во всю вышину сценического портала Большого, фрески, спускающиеся с колосников,— весь сценографический колорит спектакля выстроен в соответствии с цветовой палитрой эпохи раннего Возрождения. Капулетти в терракотово-красном, Монтекки в небесно-голубом, кордебалет в золотистом. Костюмы от широкого платья и чепца кормилицы до кафтанчика маленьких пажей скроены по моде начала XV века. Постановка Кеннета Макмиллана (а «Ла Скала» привез Ромео и Джульетту в его версии) явно тяготеет к психологическому реализму. По роскошной рыночной площади, той самой, на которой случаются все главные завязки сюжета, ковыляют калеки, бродят нищие, красуются потаскушки, валяются раненые. Знатные дамы передвигаются исключительно в паланкинах с балдахинами, а пока длятся балы и светские визиты, носильщики трогательно дремлют, ожидая своих господ. Но что касается сольных партий, то тут виртуозная техника преобладает над психологической разработкой образов. Блестяще гибнет Меркуцио, каждое его па подчеркивает неминуемое приближение смерти, однако все эти конвульсии тщательно отрепетированы у станка и мастерски исполнены артистом, и вряд ли какая зрительская рука тянулась в эти моменты за носовым платочком, напротив, все зрительские ладони подготовились для громких рукоплесканий.
Хореограф Кеннет Макмиллан знаменит сочинением самых сложных балетных партий. И действительно, в «Ромео и Джульетте» уровень хореографии чрезвычайно высок, однако солисты — Алессандра Ферри (Джульетта), танцующая эту партию уже более двадцати лет, и юный Роберто Болла (Ромео) все виртуозные па, элементы и поддержки исполняют с такой легкостью и грацией, что непосвященному зрителю и в голову не придет, что все это самая вершина хореографического мастерства. Ромео и Джульетта в исполнении Болле и Ферри — трогательные и искренние дети. Джульетта хрупка и беспомощна, Ромео — славный озорной уличный мальчишка. Самая завораживающая и интригующая сцена постановки — момент их встречи. Хореограф красиво и мастерски нагнетает обстановку. Он и она долго бродят среди рядов танцующих, совершенно не замечая друг друга, потом, наконец, замечают, делают шаг навстречу, но Джульетту приглашает на танец ее жених Парис, и она послушно подает ему руку, потом, сделав тур, опять пытается повернуться к Ромео, но тут ей подают лютню — играть для гостей, и тогда Ромео пускается в пляс, чтобы она его уж наверняка заметила, но Джульетте опять не удается к нему присоединиться: юные гостьи окружают юношу и зовут к себе в круг, и когда наконец им удается коснуться рук друг друга — в зале вспыхивает овация. Что же касается не менее знаменитой финальной сцены, то она вопреки ожиданиям публики была не столь эффектна и многих разочаровала. Действительно, трагического накала не хватало, хотя Ромео (Болле) и исполнил очень нежный танец с неживым телом Джульетты, а Алессандра Ферри отлично сыграла смерть. Тем не менее рукоплесканиями московская публика итальянцев не обидела. Хотя следует признать, что стены Большого знали овации и помасштабней.
«Ромео и Джульетту» играют на сцене Большого театра 12, 13 и 14 октября. Начало в 19.00. 12 и 13 октября есть утренние спектакли в 13.00.