Лекции и слайд-шоу тоже в их распоряжении. Хотя заслуженным интересом может пользоваться разве что большой богатый и красивый стенд фирмы-спонсора – фотоаппараты самых современных конструкций, прикованные цепями к стойке, видеокамеры, цифровые фотостудии и пр.
Один конфуз, связанный с совместным российско-американским фотофестивалем, в этом году уже произошел. Весной объявлялись результаты конкурса «Пресс-фото 2002» (об этом мы писали), и жюри было в панике. Присланные работы находились, по словам председателя жюри, на низшем допустимом уровне профессионализма – и это в лучшем случае, такие работы жюри награждало. В остальных работах сквозила профнепригодность, конформизм, поиски халявы, претензии на арт-хаус – все что угодно, но не репортажная фотография. В этом году по правилам конкурса «лучшие» работы были вывешены в Новом Манеже на фестивале.
С ними соседствует несколько персональных выставок и спецпроектов. Среди них была персоналка Юрия Козырева «Чечня 1999–2002». Ее, собственно, многие уже видели – и на пресловутом объявлении победителей конкурса, и в журналы разнообразные эти фотографии попадали. Два мальчика с игрушечными пистолетами на фоне изрешеченной настоящими пулями стены или одноногий старик в развалинах богадельни видены уже неоднократно. А это, вероятно, лучшая часть экспозиции – даже несмотря на любовь к дешевым эффектам. Остальное навевает тихую тоску.
Другие впечатляющие работы можно перечесть по пальцам. Серия москвича Сергея Пономарева «Красная молодежь» была в печати, фотография молодого человека с красном платком на лице и с красным флагом в руках достойна хорошей обложки. Нервный смешок вызывает работа Дениса Медведева из серии «Фанаты» — бушующих болельщиков, рвущихся на поле, поливают из брандспойтов, над стадионом висит радуга.
Остальное навевает тихую тоску. Проект «Воспитательная колония для несовершеннолетних» Андрея Пудакова из Кемерова показывает юных неандертальцев, социализирующихся в каких-то диких ритуалах, в которых бритье голов друг другу по очереди еще не самый уродливый. Это модная нынче тема – на том же фестивале есть работа призера «Пресс-фото 2002», рассказывающая о детской колонии в Ленинске-Кузнецком. Евгений Перов из Чебоксар фотографирует гнутые гвозди и ржавые якорные цепи – это единственное дуновение «чистого искусства» на фестивале, причем дуновение довольно затхлое. Есть также проект «Дети России» Станислава Левшина (развесистая клюква, как и следует из названия) и «На крыльях веры» и «Россия. Город Троицк» Владимира Совченко из Белгорода. В последней есть фотография, которую можно избрать эмблемой выставки – окно с вполне целым стеклом, заложенное изнутри кирпичом.
А самое тоскливое — это Всемирный торговый центр. Специальная выставка фотоагентства «Contact press image» посвящена истории этого чудовищно безвкусного здания от момента создания до известно чего. Чего тут только нет – виды на башни со всех точек, фотографии тени башен, снятые с ее крыши, фотография двух билдингов с пристани для паромов, а потом то же самое, только в дыму, вопящие американцы, героические пожарники, горы мусора и т.п. В тридцать третий раз все это вызывает уже почему-то только раздражение. Главное событие современной истории стало замыливаться – информационная атака вызвала неизбежное привыкание. Единственная пробивающая работа в этой серии – фотография обгорелого мобильника (довольно старая Motorola), валяющегося в окрестностях ВТЦ. Дешево, но работает.
Еще на фестивале показывают слайд-шоу и читают лекции. 11 октября продемонстрировали замечательные работы болгарских фотографов-репортажников – в середине века у них был фотографический расцвет. 12 октября состоится спецпоказ словацкой документальной фотографии, слайд-программы «За кулисами истории» Колина Джекобсона из Великобритании «После войны» Лори Гринкера.
Стоят ли откровения главного редактора международного журнала фотожурналистики «Reportage» и фотографа, специализирующегося на Майке Тайсоне и диких животных, ста рублей, решать вам.