Ровно восемьдесят лет назад, 1 октября 1922 года, состоялся первый в России джазовый концерт – в ГИТИСе выступил «первый в РСФСР оркестр – джаз-банд Валентина Кранаха». Вышедшая ровно пятьдесят лет спустя первая в России книга по истории джаза «Советский джаз» Алексея Баташова отметила это событие в качестве начала советского джазового искусства.
Вокруг этих фигур и крутится небольшой, но грандиозный фестиваль, посвященный восьмидесятилетию российского джаза. Организовали его всего два человека – Алексей Баташов и Майя Кочубеева. Они устроили замечательный праздник пенсионеров от российского джаза. Достаточно посмотреть программу, чтобы в этом убедиться.
Звездами фестиваля являются оркестр Олега Лундстрема (это скорее не пенсионеры, а патриархи), Анатолий Кролл и лучший телевизионный тапер — Левон Оганезов. Есть и настоящая экзотика. Москвичам впервые удастся послушать биг-бэнд Федеральной пограничной службы под управлением Владимира Вепринцева. Также
впервые за долгое время в качестве джазовой певицы выступит Лариса Долина, некогда переквалифицировавшаяся из джазовой знаменитости во второсортную поп-диву. Аккомпанировать ей будет квартет Анатолия Кролла. Впервые в жизни на джазовой сцене выступит великая оперная певица Елена Образцова – она будет петь Эллингтона вместе с оркестром Олега Лундстрема.
В целом все сформировано отлично — Баташов с Кочубеевой организовали трехдневный музей джаза XX века. Две категории меломанов точно будут очень довольны – малограмотная (в джазовом отношении) публика увидит достаточное количество знаменитостей, играющих музыку, максимально простую для восприятия — легкую и веселенькую. Потанцевать, правда, не удастся – для концертов 3 и 4 октября снят Концертный зал Чайковского, а закрытие фестиваля 6 октября пройдет в Консерватории. Впрочем, в музеях и не танцуют.
Искушенные любители классического джаза будут приятно поражены. Устроители обещают много Эллингтона, причем в оригинальных партитурах. Кроме того, частью случайно, а частью и намеренно каждый концерт оказался построен по сонатному принципу: четыре произведения — allegro, adagio,scherzo и финал. Программа подобрана с любовью и уважением: Уральский диксиленд и саратовский джаз-оркестр «Ретро» соседствуют с буржуазным Игорем Бутманом, в качестве специальных гостей фестиваля приглашены известные провинциальные джазовые журналисты — короче говоря, Баташов устроил праздник для себя и своих друзей.
Остальные джазовые критики отнесутся к этой идее с максимальным пониманием: во-первых, они в списке организаторов, а во-вторых, только с искренней любовью можно отнестись к такому трогательному явлению – очень немолодые люди играют перед публикой тоже не комсомольского по большей части возраста музыку своей юности.